voeto.ru страница 1
скачать файл

КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



"УТВЕРЖДАЮ"

Проректор по учебной работе
_____________________ проф. Н.К.Замов


ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНЫЙ КРИЗИС В ПОВОЛЖЬЕ В 1917 ГОДУ_____________________________________________

___________________________________________________



Цикл _________________________________________________________

ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины; ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины; ОПД - общепрофессиональные дисциплины; ДС - дисциплины специализации; ФТД - факультативы.
Специальность: ____07.00.02_____Отечественная история____________________________

(Номер специальности) (Название специальности)

Принята на заседании кафедры __________________________________________



название кафедры

(протокол №___ от "__"__________200__ г.)

Заведующий кафедрой
____________________ (И.О.Фамилия)

Утверждена Учебно-методической комиссией ___________________ факультета КГУ



название факультета

(протокол №___ от "__"__________200__ г.)

Председатель комиссии
____________________ (И.О.Фамилия)
Рабочая программа дисциплины "Общенациональный кризис в Поволжье в 1917 году"

Предназначена для студентов _____4__ курса,

по специальности: _07.00.02_____Отечественная история__

(Номер специальности) (Название специальности)
АВТОР: ______Р.К.Валеев_____
КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ:

Изучение кризисных явлений в обществе, в особенности в период глубоких социально-политических и экономических потрясений имеет важное научное и практическое значение.

В истории России ХХ века важнейшую роль в переустройстве общества сыграли события 1917 года, когда произошла радикальная смена власти и социально-экономической системы, чему предшествовал сложившийся к осени 1917 г. общенациональный кризис, носивший всеохватывающий, системный характер.

Общенациональный кризис является составной и неотъемлемой частью социальных революций. Для глубокого понятия и осмысления Октябрьской революции в России, ее предпосылок необходимо последовательное изучение самого понятия «общенациональный кризис», его структурных составляющих, основных этапов вызревания системного или общенационального кризиса в России в 1917 г., выявления общего и особенного в поведении власти классов, партий, движений в условиях эскалации кризиса в экономике и в социальной сфере, мощного подъема национальных движений в различных регионах страны.


1. Требования к уровню подготовки студента, завершившего изучение дисциплины _»Общенациональный кризис в Поволжье в 1917 году»__

наименование дисциплины

Студенты, завершившие изучение данной дисциплины должны:

  • понимать основы теории социальной революции

  • обладать знаниями о теоретико-методологических подходах к изучению общенационального кризиса в России в 1917 году и ориентироваться в различных точках зрения по отношению к данной проблеме

  • ориентироваться по конкретно-историческим материалам истории назревания и свершения Октябрьской революции

  • приобрести навыки самостоятельной исследовательской работы

2. Объем дисциплины и виды учебной работы (в часах).



Форма обучения __очная___________

очная, заочная, вечерняя

Количество семестров _1_______

Форма контроля: 1 семестр ____зачет________


зачет, экзамен

2 семестр ____________

зачет, экзамен




п/п


Виды учебных занятий

Количество часов


1 семестр

2 семестр

1.

Всего часов по дисциплине

46



2.

Самостоятельная работа


12



3.

Аудиторных занятий


34







в том числе лекций

24







семинарских (или лабораторно-практических)

10





3. Содержание дисциплины.

3.1. ТРЕБОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ

Индекс

Наименование дисциплины и ее основные разделы

Всего часов

ЕН.Ф.01

Общенациональный кризис в Поволжье в 1917 году



46

Примечание: Если дисциплина, устанавливается вузом самостоятельно, то в данной таблице ставится прочерк.

3.2. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ


п/п

Название темы и ее содержание


Количество часов

Лекции

семинарские
(лаб.-практ.) занятия


1

Тема. Введение к курсу

Предмет и задачи курса. Источники и историография.

Общетеоретические проблемы взаимодействия партий и масс в период назревания общенационального кризиса. Структурные составляющие общенационального кризиса: социально-экономическая ситуация, кризис власти (раскол в правящей элите), национально-освободительное движение.

6

2

2

Тема. Основные этапы революции 1917 года в Поволжье в отечественной историографии

Структура проблематики. Основные направления в изучении общенационального кризиса, определение этапов исследования темы, их концептуальных основ и подходов.

Современное осмысление и новые подходы к изучению истории революций 1917 года в России.

4

2

3.

Тема. Основные источники изучения проблемы общенационального кризиса в России в 1917 г.

Проблемы общенационального кризиса в трудах отечественных теоретиков марксизма (В.И.Ленин и др.).

Дискуссии 60-х годов ХХ в. по проблеме общенационального кризиса в России в 1917 г. Анализ опубликованных и неопубликованных документов и материалов. Период.печать 1917 г.

2

2

4.

Тема. Общенациональный кризис как определяющее условие свершения Октябрьской революции.

Структурная характеристика общенационального кризиса в контексте предпосылок периода власти и Советам (социалистической революции).

Зарождение или начало общенационального кризиса.

Политические партии и массы в условиях кризиса.

2

2

5.

Тема. Основные этапы и некоторые особенности назревания общенационального кризиса.

Этапы кризиса и их особенности.

Кризис в экономике: промышленность и рабочий класс, сельское хозяйство и крестьянство.

Изменение форм борьбы пролетариата и крестьянства.

2




6.

Тема. Кризис «верхов» и его проявление в Поволжском регионе.

Организация местного самоуправления (Комитеты общественной безопасности, комитеты народной власти, общественные учреждения).

Институты губернских комиссариатов и губернских комиссаров.

Развал в армии.

Участие в местных органах власти.

4

2

7.

Тема. Подъем национального движения и кризис национальной политики. Время правления власти.

Национальный вопрос после падения самодержавия. Национальная политика Временного правительства и ее кризис.

Отношение к национально-государственному переустройству России национальных партий, движений, национальных съездов весной и летом 1917 г. Реализация в обществе на июльские события в контексте подъема национального движения. Корниловщина и новый этап национального движения в стране. Крестьянство и национальный вопрос накануне Октябрьской революции.

4







Итого часов:

24

10

Примечание: Программа содержит подробную характеристику содержания темы. Название, количество тем в программе, количество часов на каждую тему определяется согласно Государственному образовательному стандарту по специальности.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

…1У. ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

1. Основная литература:

1.1. Актуальные проблемы преподавания российской истории в университетах России и США. Российско-американской симпозиум. Самара, 1998.

1.2. Аврех А.Я. О некоторых вопросах революционной ситуации// Вопросы истории КПСС. 1966. № 5. С.30 - 44.

1.3. Баженова Т.М. Институт губернских и уездных комиссаров Временного правительства. //Научные труды Свердловского юриди­ческого института Свердловс, 1975.

1.4. Валеев Р.К. Революционное движение в Среднем Поволжье (июль-октябрь 1917 г.). - Казань: Изд-во КГУ, 1972.

1.5. Валеев Р.К. Назревание общенационального кризиса и его проявление в Поволжье и на Урале в 1917 году. - Казань: Изд-во КГУ, 1979.

1.6. Герасименко Г.А. Народ и власть. 1917.- М.,1995.

1.7. Герасименко Г.А. Земское самоуправление в России.- М., 1990.

1.8. Герасименко Г.А. Первый акт народовластия в России: Общественные и исполнительные комитеты (1917).- М., 1992.

1.9. Варлашкин В.В. К вопросу о революционной ситуации // Во­просы истории КПСС. 1968. № 4. С.109 - 112.

1.10. Васькин В.В., Герасименко Г.А. Февральская революция в Нижнем Поволжье. - Саратов: Изд-во Саратов.ун-та, 1976.

1.11. Волобуев П.В. Выбор путей общественного развития: теория, история, современность. - М.: Политиздат, 1988.




1.12. Гапоненко Л.С. Рабочий класс России в 1917 году. - М.: Наука, 1970.

1.13. Герасименко Г. А. Низовые крестьянские организации в 1917 году - первой половине 1918 года. На материалах Нижнего Поволжья. - Саратов: Изд-во Саратов.ун-та, 1974.

1.14. Герасименко Г.А. Партийная борьба в Советах Нижнего Поволжья. - Саратов: Изд-во Саратов.ун-та, 1966.

1.15. Герасименко Г., Рашитов Ф. Советы Нижнего Поволжья в Ок­тябрьской революции. - Саратов: Изд-во Саратовск.ун-та, 1972.

1.16. Герасименко Г., Точеный Д. Советы Поволжья в 1917 году. - Саратов, 1977.

1.17. Грунт А.Я. О некоторых проблемах революционной ситуации Рос­сии между февралем и октябрем 1917 года// История СССР, 1961, № 6.

Земства или Советы: Российская властная альтернатива в 1917 г., Часть 1 // Самарский земский сборник. Вып. 1.- Самара, 1995., часть 2, 1996.

1.18. Кабытова Н. Власть и общество в Российской провинции: 1917 год в Поволжье. – Самара, 1999.

1.19. Кагановский Ю.И. Предостережение // Советская Россия, 7.09.2002.

Знаменский 0. Июльский кризис 1917 года. М., 1964.

1.20. Иванов Н.Я. Контрреволюция в России в 1917 году и ее раз­гром. - М.: Мысль, 1977.

1.21. Ионенко И.М., Тагиров И.Р. Октябрь в Казани. Казань,1967.

1.22. Ионенко И.М. Солдатские массы в Октябрьской революции. По материалам Поволжья и Урала. - Казань: Изд-во КГУ, 1982.

1.23. Ленин В. И. Крах 11 интернационала. Полн.собр. соч., т.26, с. 209 - 265.

1.24. Ленин В.И. Социалистическая революция и право наций на самоопределение. Полн.собр.соч., т.27, с.252 - 266.

1.25. Ленин В.И. Три кризиса// Полн.собр.соч., т.32, с.428 - 432.

1.26. Ленин В.И. Грозящая катастрофа и как с ней бороться// Полн.собр.соч., т.34, с.151 - 199.

1.27. Ленин В.И. Кризис назрел// Полн.собр.соч., т.34, с.272-- 283.

1.28. Ленин В.И. О компромиссах//Полн, собр. соч., т.40, с.269 - 291.

1.29. Ленин В.И. Детская болезнь "левизны" в коммунизме//Полн.собр.соч., т.41, c.I - 104.

1.30. Ленин В.И. К четырехлетней годовщине Октябрьской револю­ции// Полн.собр.соч., т.44, с.144 - 152.

1.31. Малышева С.Ю. Временное правительство. Современная отечественная историография.- Казань, 2000.

Политическая жизнь русских мусульман до февральской революции.- Оксфорд, 1987.



1.32. Перевозов А.Д. К вопросу о ленинском понимании революционной ситуации и категории общенационального кризиса// Во­просы истории КПСС, 1967, № 6.

1.33. Точеный Д.С. Эволюция политических настроений обществен­ного сознания крестьянства Среднего Поволжья// Вопросы аграр­ной истории Среднего Поволжья. Саранск, 1979.

1.34. Точеный Д.С. Распад меньшевистско-эсеровских организаций в Поволжье накануне Октября. Сентябрь-октябрь 1917 года// Ис­тория партийных организаций Поволжья. Саратов, 1975.

1.35. Тагиров И.Р. В борьбе за власть Советов. Казань, 1977.

1.36. Тагиров И.Р. Очерки истории Татарстана и татарского народа (ХХ в.) – Казань, 1999.

1.37. Титова Г.А., Егидес П.М. Диалектика объективного и субъ­ективного в революционной ситуации// Вопросы истории КПСС, 1967, № 2.

1.38. Шестаков В., Кабытов П. Советская историография Великой Октябрьской социалистической революции в Поволжье. Саратов, 1979.

1.39. Урилов И.А. Ю.Мартов, Москва, 1999

1.40. Хабутдинов А.Ю. Формирование нации и основаные направления развития татарского общества в конце ХУШ – начале ХХ веков. – Казань, 2001.

1.41. Холяев С.В. Три февраля 1917 года //Вопросы истории, № 7, 2003.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

2. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА.

2.1. Валеев Р.К. Последняя молитва // Мирас № 8-10,12, 2002, № 1, 2003 г.

2.2. Волобуев П.В. Экономическая политика Временного правительства. - М. Наука, 1962 г.

2.3. Городецкий Е.И. Историографические и источниковедческие проблемы Великого Октября 1930-1960. Очерки. – М., Наука, 1962.

2.4. Ионенко И.М. Крестьянство Среднего Поволжья накануне Октября.- Казань, 1957.

2.5. Медведев Е.И. Установление и упрочнение Советской власти на Средней Волге // Уч.зап.пед института. Куйбышев, 1958.

2.6. Нафигов Р.И. Формирование и развитие передовой татарской мысли.- Казань, 1977.



3. Сборники документов и материалов:

3.1. Борьба за власть Советов в Астраханском крае (1917 -1920 гг.). Часть I. Установление Советской власти и начало гражданской войны в Астраханском крае (март 1917 - ноябрь 1918 гг.).- Астрахань: Астраханский рабочий, 1968.

3.2. Документы по истории Октября в Татарии (март 1917 - март 1916 гг.).- Казань: Тат.изд-во, 1975.

3.3. Борьба за установление и упрочение Советской власти в Симбирской губернии (март 1917 - июнь- 1918 гг.): Сб.докуменов. Ульяновск: Ульяновская правда, 1967.

3.4. О численности и концентрации рабочего класса России на­кануне Великой Октябрьской социалистической революции// Исто­рический архив. - М., I960, № I, с.76 - 116; № 5, с.161 - 165.

3.5. Победа Великой Октябрьской социалистической революции в Самарской губернии: документы и материалы. - Куйбышев: Кн.изд-во, 1957.

3.6. Попов Ф.Г. Летопись революционных событий в Самар­ской губернии: хроника событий. - Куйбышев: Кн.изд-во, 1972.

3.7. Революционная борьба крестьян Казанской губернии накану­не Октября: 3.8. Сб.документов и материалов. - Казань: Таткнигоиздат, 1958.

3.9. Революционное движение в России в июле 1917 года. Июльский кризис. М., 1969.

3.10. Революционное движение в России в августе 1917 года. Раз­гром корниловского мятежа. - Документы и материалы. - М.: Наука, 1969.

3.11. Революционное движение в России в сентябре 1917 года. Об­щенациональный кризис. - М.: Наука, 1961.

3.12. Татария в борьбе за победу пролетарской революции. - Казань: Таткнигоиздат, 1957.



3.13. Фабрично-заводская промышленность за период I9I3-I9I8 гг. Всероссийская пром. и проф.перепись 1918 года. М., 1926.-/ Труды ЦСУ, т.26, вып.1-2/.- Экономическое положение России накануне Великой Октябрьской социалистической революции: документы и материалы. Март-апрель 1917 года. - М.-Л.: Наука, 1967, ч.1, 2.
3.14. Урилов И.Х., Мартов О.Ю. «Политик и историк. – М., 1997

Приложение
к программе дисциплины
_______________________________


наименование дисциплины

ТЕСТЫ (ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ, ИТОГОВЫЕ).


(если предусмотрены учебным планом)










Приложение
к программе дисциплины
_______________________________


наименование дисциплины

БИЛЕТЫ К ЭКЗАМЕНАМ
(в зависимости от формы итогового контроля)










Приложение
к программе дисциплины
_______________________________


наименование дисциплины
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТАМ
(в зависимости от формы итогового контроля)


  1. В чем различие понятий «политический кризис» и «революционная ситуация»?

  2. Почему лидеры большевиков использовали определение «общенациональный кризис» применительно к событиям лета и осени 1917 г. в России?

  3. Основные признаки начала общенационального кризиса.

  4. На какие основные этапы можно разделить общенациональный кризис в России в 1917 г.?

  5. Основные источники по изучению общенационального кризиса.

  6. Назовите наиболее значимые работы в отечественной историографии посвященной проблемам кризисной ситуации лета-осени 1917 г.

  7. «Кризис верхов» как кризис власти Временного правительства. Назовите основные признаки данного явления.

  8. Как кризис Временного правительства отразился на системе органов местного управления и самоуправления?

  9. В чем проявлялось своеобразие общенационального кризиса в поволжском регионе?

  10. Дайте характеристику общероссийских и региональных политических деятелей оказавших заметное влияние на политическую обстановку в стране и в Поволжье в августе-октябре 1917 г.?

  11. Объясните причины роста влияния большевиков и их сторонников в период назревания общенационального кризиса?

  12. Дайте характеристику экономического положения Поволжья в 1917 г.

  13. Покажите изменение форм и методов борьбы рабочих и крестьян осенью 1917 года.

  14. Проявлялся ли кризис в национально-освободительном движении. Назовите лидеров национальных организаций и движений.

  15. Какую роль сыграли солдатские массы гарнизонов Поволжья в углублении кризиса власти летом и осенью 1917 г.?

  16. Охарактеризуйте особенности перехода власти Советам во главе с большевиками в поволжском регионе.

  17. Были ли другие варианты выхода из общенационального кризиса помимо предложенного большевиками насильственного захвата власти?

Приложение 2

Образец оформления программы практики




КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



"УТВЕРЖДАЮ"

Проректор по учебной работе
_____________________ проф. Н.К.Замов


ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
___________________________________________________

___________________________________________________


Специальность: ________________________________________________

(Номер специальности) (Название специальности)

Принята на заседании кафедры __________________________________________



название кафедры

(протокол №___ от "__"__________200__ г.)

Заведующий кафедрой
____________________ (И.О.Фамилия)

Утверждена Учебно-методической комиссией ___________________ факультета КГУ



название факультета

(протокол №___ от "__"__________200__ г.)

Председатель комиссии
____________________ (И.О.Фамилия)
Рабочая программа учебной практики "______________________________________"

Предназначена для студентов _______ курса,

по специальности: ________________________________________________

(Номер специальности) (Название специальности)
АВТОР: __________________________________
АННОТАЦИЯ ПРАКТИКИ:
1. Требования к уровню подготовки студента, завершившего прохождение учебной практики__________________________________________________

наименование учебной практики

Студенты, завершившие изучение данной дисциплины должны:


  • понимать …




  • ориентироваться…




  • обладать практическими навыками …

2. Объем учебной практики, место и время проведения.



Форма обучения ____________________

очная, заочная, вечерняя

Форма контроля: ____________


зачет, экзамен

Семестр _______________
Всего часов ______________________

Место проведения _______________________________
3. Содержание дисциплины.

3.1. ТРЕБОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ ПРАКТИКИ

Индекс

Наименование дисциплин и их основные разделы

Всего недель
П.04

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА






3.2. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ


п/п

Название темы и ее содержание


Количество дней

1

Тема. …






2

Тема. …






3

Тема. …








Тема. …









Итого дней:




Примечание: Программа практики содержит подробную характеристику содержания тем.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА



ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА





Приложение
к программе учебной практики
______________________________


наименование дисциплины

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ







скачать файл



Смотрите также:
Гсэ общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины; ен общие математические и естественнонаучные дисциплины; опд общепрофессиональные дисциплины; дс дисциплины специализации; фтд факультативы. Специальность
169.19kb.
Программа дисциплины история государственных учреждений в России
120.38kb.
Программа дисциплины квантовая механика молекул Цикл дс
191.49kb.
Гсэ общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины; ен общие математические и естественнонаучные дисциплины; опд общепрофессиональные дисциплины; дс дисциплины специализации; фтд факультативы
78.01kb.
Приложение 1
118.16kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины основы здоровья и здорового образа жизни (наименование дисциплины) Специальность
338.46kb.
Программа курса Концепции современного естествознания
227.2kb.
К рабочей программе дисциплины «Естествознание»
14.36kb.
Основная образовательная программа подготовки аспиранта по отрасли физико-математические науки
162.79kb.
Рабочая программа дисциплины «История развития радиотехники» Направление подготовки: 210601 Радиоэлектронные системы и комплексы
144.79kb.
2 Реализация образовательных программ смк роп ооп 5
1154.77kb.
Цели освоения дисциплины Цели и задачи дисциплины Целью дисциплины «История экономических учений»
161.68kb.