voeto.ru страница 1
скачать файл

«Развитие творческого потенциала формирующейся личности, через проектную деятельность на уроках музыки и хорового театра».
Головащенко Олег Анатольевич,

учитель музыки высшей категории МОУ «СОШ №2»

Одна из важнейших задач учителя музыки в воспитании школьников – через красоту музыки, поэзии, изобразительного, театрального искусства найти путь к доброму сердцу ребёнка, раскрыть его духовные силы, его творческий потенциал.

Музыкальное воспитание – одно из звеньев общей системы воспитания детей. Музыкальное искусство обращено к духовному миру ученика, поэтому его воспитательные возможности очень велики. Педагог своим мастерством воздействует на тонкую субстанцию – душу ребёнка, его гуманные чувства: сопереживание, сострадание, сочувствие, которые воспитываются в процессе восприятия эмоционально-образного содержания музыкальных произведений. Эмоциональный отклик на музыку, интерес к музыкальному искусству, пробуждение нравственно-эстетических чувств, творческое осмысление музыкальных явлений – в этом заключаются основные цели музыкального воспитания учащихся эстетического отделения средней общеобразовательной школы №2.

Музыка созидает человека, сохраняет и поддерживает его жизнь. Она лечит не только его душу, но и его тело. Активное воздействие на ребёнка народной и классической музыки с самых ранних лет – важнейшее условие становления и развития его личности. Музыка несёт в себе не только художественно-эстетическое начало, но и является фундаментальным биогенетическим механизмом, формирующим в человеке его человеческую сущность. Музыка открывает человеку законы гармонии мира, и только при помощи прекрасной музыки можно воспитать чувства истинной красоты, любви, сопереживания.

Реализация задачи – развитие творческого потенциала формируюшейся личности, осуществляется в нашей школе через различные виды музыкальной деятельности, главными из которых являются: хоровое пение, пластическое интонирование: музыкально-ритмические движения, импровизация и музыкально-драматическая театрализация.

Искусство выступает одним из эффективных факторов развития творческого потенциала формирующейся личности, а в этом смысле детский музыкальный спектакль, как синтез многих искусств, является средством художественно – творческого развития школьников, вовлечения их в активную эстетическую деятельность.

Благодаря тому, что в 1997 г. на базе нашей школы открылось эстетическое отделение при детской музыкальной школы №2, появилось возможность в течении нескольких лет вовлечь всех учащихся начальной школы в систему дополнительного музыкального образования. Без дополнительного отбора каждый класс был преобразован в группу эстетического отделения. «Музыка для всех!» - вот наш главный принцип реализации программы развитие творческого потенциала каждого ребёнка.

В последние годы опубликован удачный опыт создания детских музыкальных коллективов в городе Москве: детский театр «Галина Вишневская», школьный музыкальный театр В. Чепурнова г. Щёлково Московской области; известен опыт создания детских музыкальных театров-спутников, практикуемый на базе детского музыкального театра им. Н. И. Сац, известны детские театры в городах Санкт - Петербурге, Севастополе, Екатеринбурге, Новосибирске. Все эти театры входят в структуру Дворцов юношеского творчества, существуют при театрах. Но, к сожалению, описания опыта создания детского музыкального театра в школе, его методического осмысления в педагогической литературе крайне мало. Всё это говорит об актуальности, нужности и необходимости данной работы.

Методологические положения работы на уроках музыки и хорового театра:

- учение роли деятельности в развитии личности (С. Л. Выготский, А. Н. Леонтьев, В. В. Давыдов, В.И. Слободчиков);

- идеи полихудожественного воспитания детей средствами театра и музыкально-художественного воспитания К.Орфа, Б.Яворского, Б.Неменского, Н.Ветлугиной, Р.Штейнера, Д.Б.Кабалевского;

- идеи Н.Сац о сущности детского музыкального театра: «…многие виды искусства соединяются в детском музыкальном театре для благороднейшей задачи – донесения музыкального содержания до юного зрителя – слушателя»;

- идеи о роли социокультурной среды в развитии личности Н.И.Крыловой;



Детский музыкальный театр – это определённый вид музыкально-театральной исполнительской деятельности. Отсюда следует, что участники театра должны быть певцами и актерами одновременно. Кроме того, каждый член музыкального театра должен уметь танцевать, переживать и пластически выражать музыкальное действие. Эти условия предполагают наличие музыкально-театральных (творческих) способностей и их развитие, что в свою очередь связано с состоянием художественно-эстетического сознания и его составляющих: эстетического отношения чувств, взглядов, вкусов, идеалов личности школьника., с развитием механизмом творческой деятельности: фантазии, воображения, интуиции, художественно-образного мышления.

Детский музыкальный театр существует в нашей школе в форме игры – импровизации, хорового театра, детской музыкальной сказки, детской оперы. Учебная работа в хоровом театре осуществляется в трёх направлениях: а) музыкальном, б) театральном, в) танцевально-пластическом.

Музыкальное направление представляет собой вокально-хоровые занятия. Эти занятия предполагают постановку и развитие детского певческого голоса, формирование вокально-исполнительских умений, подготовку исполнительского вокального репертуара, разучивание и освоение вокальной партии сценического персонажа или ансамблевых эпизодов партитуры будущего музыкального спектакля В идеале каждый участник музыкального театра должен заниматься индивидуально с педагогом, у нас эти занятия проводятся группой.

Театральное направление представляет собой курс актёрского мастерства и сценической речи, который направлен на развитие творческого воображения и фантазии, умения «перевоплощаться», «верить» в предлагаемые обстоятельства мизансцены, владеть собой, своими чувствами, распределять внимание. Занятия ставят своей целью раскрепостить учащихся, выработать у них умения сценической импровизации, театрального ансамбля, актерской пластики (театральные этюды, игры на развитие внимания, фантазии, пантомима, работа с воображаемыми предметами).

Танцевально-пластическое направление представляет собой занятия с хореографом, которые ставят своей целью приобретение навыков исполнения основных танцевальных движений, фигур, под музыку, а также постановку корпуса, рук, ног, головы, т.е. элементов сценического тренажа. На танцевальных занятиях разучиваются танцевально-хореографические фрагменты готовящегося музыкального спектакля, а также подготовку отдельных танцевальных номеров для спектакля.

Коллектив детского музыкального театра – это прежде всего организованный хор певцов, владеющий необходимыми вокально-техническими и художественно-выразительными средствами и достаточно глубоко передающий содержание исполняемого произведения.

Но хоровой коллектив певцов в детском музыкальном театре имеет свои особенности в отличие от концертного детского хора ДМШ, или другого художественно-образовательного учреждения.

У хора, как и у солистов, есть маленькие и большие роли. С одной стороны, участие хора в детском музыкальном спектакле может ограничиться отдельными выходами на сцену для создания народного колорита или фона для солистов (В.Филиппов музыкальная сказка «Огниво», стихотворная сказка В.Семернина «Клубок – шерстяной колобок», В.Шаинский «Аз, буки, веди» - почти историческая музыкальная комедия о необыкновенных приключениях обыкновенного мальчика Феди Азбукина»), с другой стороны хор может стать действующей коллективной личностью (В.Шаинский музыкальная сказка « Площадь картонных часов», Б.Чайковский «У слонёнка день рождения»,А.Викторов «Рождественская сказка»), и в этом случае активно влияет на процесс музыкально-сценической драматургии. К.С.Станиславский был убеждён, что правильная «драматическая» задача помогает и лучшему звучанию голоса. Пение - это всегда особое «перевоплощение» певца.

Освоение музыкального и драматического материала происходит у учащихся эстетического отделения постепенно, год от года, на хоровых репетициях, постановках и освоение отдельных мизансцен, подготовке танцевальных номеров. Ученики 1-х классов работают над постановкой таких музыкальных сказок : К.Чуковский «Муха – Цокотуха», «Теремок», В.Филиппов «Рождественская сказка», чув. нар. сказка «Как Пукане друга нашла», «Клубок – шерстяной колобок»; ученики 2-х , 3-х и 4-х классов над репертуаром более сложных театральных постановок, таких как: Е,Ямпольская «Новогодний бал в сказочном королевстве», «Деревенские посиделки . Ярмарка», В.Филиппов «Сказка о том как царя женили», «Снежная королева», «Огниво», Г.Гладков «Трубадур и его друзья», «Кот в сапогах», В.Шаинский «Аз, буки, веди», «Приключения кузнечика Кузи» (1 и 2 часть),Л.Симонова «Динка и его друзья».

Всё перечисленное означает, что освоение вокальной музыки готовящего музыкального спектакля, а также работа над индивидуальным вокальным репертуаром – это, прежде всего, создание вокально-сценического образа, где выразительность вокальной интонации рождается из понимания и представления действенного смысла музыки.

Отличительной особенностью работы на уроках хорового театра является деятельностный подход к воспитанию и образованию, развитию ребёнка средствами музыкального театра – он становится вовлечённым в продуктивную творческую деятельность, где он выступает в качестве исполнителя, а иногда и сорежиссёра, художника, композитора. Таким образом, процесс создания спектакля рассматривается нами как возможность полихудожественного развития личности, учитывающая интегративные процессы, протекающие в результате взаимодействия различных видов искусств.

В процессе творческой деятельности ребёнок овладевает навыками актёрской игры, получает представление об образе спектакля и его компонентах; работая над различными спектаклями, в которых отражается различные эпохи человеческого бытия, он постепенно осваивает элементы общечеловеческой культуры, которые предстают перед ним в качестве живой ткани вечно изменяющегося мироздания.



В течении четырёхлетнего обучения на эстетическом отделении каждый ученик соприкасается с различными видами творческой деятельности, которые помогают ему раскрыть в себе талант и развивать его в процессе учебной деятельности, а также на факультативных занятиях.

скачать файл



Смотрите также:
Головащенко Олег Анатольевич
67.54kb.
1. агапов евгений Анатольевич директор мук «Дом культуры молодежи»
20.44kb.
Котлобай Алексей Анатольевич
24.26kb.
Рассказ адаптировал Олег Дьяконов in a far country рассказ адаптировал Олег Дьяконов
474.34kb.
Варга: «Привозив в «Динамо» Хіцфельда та Капелло»
21.51kb.
Евгений Анатольевич Потапов Евгений Анатольевич, скажите, пожалуйста, чем сегодня здесь будут заниматься ребята, какие вы ожидаете увидеть результаты? конкурс
11.09kb.
Сук Сергій (Наш Край), Каварський Олег (Адреналін Сіті), 3
14.8kb.
На правах рукописи зеленин алексей Анатольевич
825.86kb.
Юрий Анатольевич Александровский. Пограничные психические расстройства
8065.55kb.
Отличники 2 «А» Адамоков Казбек Егорова Виктория 2 «б семенов Егор Чен Олег
55.17kb.
«Сравнительная характеристика России и новых независимых государств»
49.79kb.
Олег Мелешин
91.97kb.