voeto.ru страница 1
скачать файл

Упражнение 73. "Формирование умения планировать свои действия"

Для формирования данного умения необходимо исполь­зовать упражнения, побуждающие обучаемого ребенка из­менять свою позицию. Изменяя позицию (т.е. рассматри­вая ситуацию как бы с точки зрения другого участника деятельности), ребенок учится выделять те связи и отно­шения между элементами ситуации, которые обычно вос­принимаются нерасчлененно.

Благодаря соотнесению раз­ных точек зрения должна сняться свойственная детям этого возраста "центрация" на отдельных сторонах решае­мой задачи. Для того чтобы вызвать изменение позиции, обучение делится на два этапа.

На первом (предваритель­ном) этапе дети реально действуют вдвоем. Различие их позиций (точек зрения) проявляется в практических дейст­виях и не осознается детьми.

На втором (основном) этапе ребенку предлагают продолжать в одиночку решение зада­чи, которую раньше он делил с партнером. При этом те­перь от ребенка требуется выполнять как те операции, ко­торые числились за ним прежде, так и те, которыми зани­мался партнер.

Само по себе выполнение операций за дру­гого еще не обеспечивает принятие позиции другого. Одна­ко в данном обучении принятие позиции достигается бла­годаря организации специальной игры, по ходу которой ребенка побуждают брать на себя роль партнера. Учитель предлагает: "Давай теперь Леше (называется имя парт­нера по первому этапу), а ты сам будешь действовать и за себя, и за него". Далее, уже в процессе выполнения учитель спрашивает: "Кто ты сейчас? Сережа? А теперь Леша, да?" и т.д. Такая организация обучения обеспечива­ет ребенку "двойную позицию" (одну из разновидностей

условно-динамической).

Обучение происходит на следую­щем дидактическом материале.



Игровое поле представляет собой лист бумаги с нанесен­ными на нем кружками. Два крайних кружка (один из ко­торых обращен к одному из играющих, другой — к друго­му) отмечены звездочками. Кружки соединяются линиями (дорожками). На исходный кружок перед началом игры ста­вится фишка. Играющие по очереди передвигают ее. За один ход фишка может "шагнуть" на любой кружок, соединен­ный дорожкой с тем, на котором она стояла до этого. Выиг­рывает тот, на чьей звездочке в итоге оказывается фишка. Чтобы выиграть, нужно заранее проделать в уме возможные ходы и определить, какая из дорожек позволит провести фишку к "своей" звездочке, не упуская из виду при этом, что противник будет оказывать противодействие. Сначала дети просто тренируются в игре на разных полях. Затем в качестве противника выступает учитель, и, наконец, в пос­ледней серии ребенок действует "один за двоих". В таком условии игры "за двоих" сами практические действия ребенка вскрывают структуру игры (определяемую наличием у парт­неров противоречащих друг другу целей). Это и позволяет детям успешно переходить к предварительной ориентировке в задании во внутреннем плане, планировать свои действия в уме. Действие, первоначально выступающее для ребенка как некое нерасчлененное целое, теперь четко разделяется на отдельные последовательные операции (ходы).

скачать файл



Смотрите также:
Формирование умения планировать свои действия
21.37kb.
Модель выпускника эбц "Караш"
15.6kb.
Все действия с целыми числами
133.4kb.
Тема: Органы дыхания
105.95kb.
«Действия с десятичными дробями»
36.98kb.
Афинская школа
38.21kb.
В этом увлекательном бестселлере секреты достижения самых амбициозных целей, ключ к успеху и богатству
1312.35kb.
Развивать умения имитировать характерные действия персонажей
49.41kb.
Учебный план: 5 часов в неделю Класс: 7 Тема: Теорема о сумме углов треугольника
70.25kb.
Тема урока: «Все действия с десятичными дробями»
44.38kb.
«Английская школа»
47.5kb.
Чтение это основное средство обучения, инструмент познания окружающего мира, формирование интеллектуального потенциала ребенка. Выражение «уметь читать» включает в себя широкий спектр понятий
74.67kb.