voeto.ru страница 1
скачать файл

Финансы и финансовая деятельность государства и муниципальных образований.
-1-

понятие финансов

Отличие государственных и частных финансов:



  1. частные финансы ориентированы на получение прибыли их расходы на прямую зависят от объема полученных доходов, а государственные финансы призваны обеспечивать общественные интересы их объем зависит от необходимых государству затрат.

  2. в отношении предприятий государственной и муниципальной собственности реализуется управление, а в отношении частных предприятий государство осуществляет регулирование.

  3. государство через налоговые поступления через эмиссию денежных средств может пополнять фонды своих предприятий обеспечивать в случае необходимости их обязательства, частные предприятия лишены такой возможности.

Такие категории как финансы и деньги не равнозначны. Понятие денег не раскрывает существенных признаков финансов их публичный характер и общественное назначение. Денежные ресурсы используются не только в распределительных отношениях как финансы, но и выполняют функции меры стоимости, средства платежа.


Финансы рассматриваются в 2 аспектах:

  1. как экономическая категория – это экономические отношения, возникающие по поводу образования распределения и использования денежных фондов государства и муниципального образования.

  2. в материальном аспекте – это денежные ресурсы, которые аккумулируются в государственных и муниципальных фондах специального назначения.

Денежные фонды – это обособленная часть финансовых ресурсов, имеющая целевое назначение и определенную самостоятельность функционирования.(пенсионный фонд, медицинский фонд)


-2-

Функция и роль финансов

Финансы отражают уровень развития производительных сил в отдельных государствах и возможности их воздействия на экономические процессы в хозяйственной жизни. С другой стороны состояние экономики страны определяет состояние финансов.

Основными функциями финансов являются:


  1. распределительная – основная – суть в том, что при помощи финансов распределяется и перераспределяется совокупный общественный продукт и национальный доход. Данная функция способствует организации сбалансированного и эффективного производства, благодаря чему финансы выступают действенным рычагом регулирования экономики. В процессе перераспределения национального дохода средства идут на социальные культурные цели экологию оборону и т.д.

  2. контрольная функция – проявляется в том, что государство, используя информацию о финансовом состоянии экономических субъектов, осуществляет контроль за их хозяйственной деятельностью, воздействует на нее.

  3. стабилизационная функция

  4. стимулирующая функция


-3-

Финансовая система РФ

  • Финансовая система – это совокупность различных по своему месту и роли в общественной жизни, но взаимосвязанных между собой финансовых звеньев.

Под финансовой системой также понимают совокупность государственных органов, осуществляющих финансовую деятельность. Более точно совокупность этих органов охватывает термин система финансовых органов.

Так же понимают под финансовой системой расположение в определенном порядке финансовых отраслей и институтов, взаимообусловленных и зависимых друг от друга.


Структура финансовой системы (посмотреть в учебнике):

  1. бюджетная система – основополагающее место. В нее включается

    1. федеральный бюджет

    2. бюджет субъектов федераций

    3. муниципальные бюджеты

бюджеты разных уровней – это централизованные денежные фонды, создаваемые для реализации общегосударственных задач и планов соответствующих территориальных образований в целом.

  1. внебюджетные фонды – чтобы обеспечить реализацию наиболее приоритетных направлений деятельности государства в начале 90-х годов по аналогии с зарубежными государствами стали создаваться внебюджетные целевые фонды. Их средства формируются за счет средств обязательных платежей работодателей так же лиц самостоятельно обеспечивающих себя работой за счет добровольных выплат и расходуются строго в соответствии с целями для которых фонды были специально учреждены (пенсионный фонд, медицинского и социального страхования)

  2. финансы предприятий, учреждений, организаций производственных отраслей – важнейшим звеном выступают финансы предприятий, которые имеют децентрализованный характер, т.е. создаваемые и используемые на каждом конкретном предприятии. Они являются исходным звеном финансовой системы, т.к. именно за счет них создается национальный доход, создаваемый и перетекающий в различные звенья.

  3. финансы страхования – создаются и используются на возмещение материального ущерба причиненного стихийными бедствиями, несчастными случаям, другими неблагоприятными последствиями. Кроме того страховые фонды служат таким целям как сбор и направление средств на проведение профилактических мероприятий по предотвращению наступления страховых случаев. А так же на временное пополнение финансовых фондов государства, когда практикуется государственное страхование. Методами мобилизации денежных средств в страховые фонды являются платежи физических и юридических лиц по обязательному, добровольному имущественному и личному страхованию

  4. государственный (муниципальный) и банковский кредит – делится на 2 подзвена:

    1. государственный и муниципальный кредит – традиционно понимался как отношения по временному использованию денежных сумм привлекаемых государством на началах возмездности, срочности, добровольности для выполнения государственных задач. Т.е. должником при этом всегда выступало государство.

    2. банковский кредит – банки выступают кредиторами, чаще всего используя на эти цели добровольные вложения физических и юридических лиц.



-4-

Понятие и методы финансовой деятельности государства и муниципальных образований.
Выполняя возложенные на него функции, государство сталкивается с необходимостью воздействия на различные социально-экономические процессы на деятельность территориальных образований и отдельных хозяйствующих субъектов при помощи регулирования и управления денежных потоков, т.е. путем финансовой деятельности.

Финансовая деятельность государства – это выполнение им функции по формированию, распределению и использованию денежных фондов в целях реализации возложенных на него задач. По средствам привлечения денежных ресурсов путем распределения их между звеньями финансовой системы создается материальная база необходимая для функционирования органов государственной власти и местного самоуправления, правоохранительных органов судебной системы, обеспечение обороноспособности и безопасности страны, осуществление социально-экономических. Культурных и других задач государства.

Воздействие государства на социально-экономические процессы осуществляется как в виде прямой финансовой поддержки, путем безвозвратного и безвозмездного выделения средств на определенные программы и планы а так же опосредовано путем изменения ставок налогообложения. Применения налоговых льгот, выделение беспроцентных кредитов в целях стимулирования какой-либо деятельности признанной государством в качестве приоритетной.

Как планомерный управленческий процесс финансовая деятельность имеет организационно правовые особенности:

1.межотраслевой характер – т.к. в процессе финансовой деятельности государство и органов местного самоуправления контролируется их функционирование во всех других сферах. Это обусловлено тем, что использование любых ресурсов, т.к. сырье, материалы и другие ресурсы связано с необходимостью финансовых затрат.

2. финансовая деятельность осуществляется в виде функционирования представительных и исполнительных органов власти



3. различные области финансовой деятельности относятся к ведению федеральных органов, субъектов федерации, местных органов
Методы финансовой деятельности:

  1. методы образования финн ресурсов

    1. метод обязательных платежей - налоги сборы пошлины – основной, т.к. путем его использования привлекается подавляющая часть ресурсов

    2. метод добровольных платежей – реализуется при привлечении средств путем проведения государством лотерей, выпуска займов, привлечения вкладов в банки с государственным участием, прием пожертвований

  2. метод распределения финансовых ресурсов

    1. Финансирование – безвозвратное и безвозмездное выделение ресурсов (государственное управление, оборона)

    2. Кредитование – возвратное и возмездное выделение средств (частный сектор)

Свойственна срочность.

  1. методы использования финансовых ресурсов

    1. метод безналичных расчетов

    2. метод наличных расчетов
скачать файл



Смотрите также:
Финансы и финансовая деятельность государства и муниципальных образований. 1- понятие финансов
56.49kb.
Вопросы к экзамену по дисциплине «Финансовое право»
32.38kb.
Последовательность действий для начала работы в web-интерфейсах информационных систем, используемых департаментом финансов мэрии городского округа Тольятти ”ацк-финансы”, ”ацк-планирование” и ”ацк-мониторинг”
44.36kb.
«Гражданской обороне страны 80 лет» для проведения занятий в общеобразовательных учреждениях муниципальных образований
331.16kb.
Директор Департамента развития регионов и муниципальных образований Минрегиона РФ е. А. Кодина
42.96kb.
Закон пермской области о наделении органов местного самоуправления муниципальных
82.76kb.
1. Понятие и предмет хозяйственного права. Методы регулирования
1545.18kb.
Историческая категория. Они появились одновременно с возникновением государства при расслоении общества на классы
1747.45kb.
1. Древняя Русь в IX начале XII в.: возникновение государства, древнерусские князья и их деятельность
131.87kb.
Перечень муниципальных образований, действующих на территории Санкт-Петербурга и соответствующих им кодов окато
139.84kb.
Сводная информация о назначенных главами муниципальных образований ответственных за учебное книгообеспечение в 2011 году
178.68kb.
Председатель C. В. Кантор москва, 2012 г
443.33kb.