voeto.ru страница 1страница 2страница 3
скачать файл



РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


«УТВЕРЖДАЮ»:

Проректор по учебной работе

_______________________ /Волосникова Л.М./

__________ _____________ 2013 г.


Статистический анализ в публичной сфере

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов очной и заочной форм обучения по направлению подготовки 081100.62 Государственное и муниципальное управление

(квалификация (степень) «бакалавр»)


«ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»:

Автор работы __________________/ В.М. Осинцева /

«______»___________201__г.
Рассмотрено на заседании кафедры государственного и муниципального управления

«__»___________201__г. Протокол №_______.

Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.

«РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»:

Объем 49 стр.

Зав. кафедрой __________________________/Шиляев Н.Ф./

«______»___________ 201__ г.

Рассмотрено на заседании УМК Института государства и права

«______»_____________2013__ г. Протокол № ___ Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы.
«СОГЛАСОВАНО»:

Председатель УМК ________________________/О.В. Кислицина/

«______»_____________20__ г.
«СОГЛАСОВАНО»:

И. о. директора ИБЦ ________________________/Е.А. Ульянова/

«______»_____________20__ г.
«СОГЛАСОВАНО»:

Зав. методическим отделом УМУ_____________/И.Ю. Фарафонова/

«______»_____________20_ г.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

В.М. Осинцева

Статистический анализ в публичной сфере

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов очной и заочной форм обучения по направлению подготовки 081100.62 Государственное и муниципальное управление

(квалификация (степень) «бакалавр»)

Тюменский государственный университет

2013

В.М. Осинцева. Статистический анализ в публичной сфере. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов очной и заочной форм обучения по направлению подготовки 081100.62 Государственное и муниципальное управление (квалификация (степень) «бакалавр») Тюмень, 2013. 52 стр.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки.
Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Статистический анализ в публичной сфере [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный.

Рекомендовано к электронному изданию кафедрой государственного и муниципального управления. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.

Ответственный редактор: Шиляев Н.Ф.

зав. кафедрой государственного и

муниципального управления

канд. истор. наук, доцент
© Тюменский государственный университет, 2013.

© В.М. Осинцева, 2013.



1. Пояснительная записка

1.1.Цели и задачи дисциплины

Целью настоящего курса является формирование у студентов аналитического, творческого мышления и приобретения практических навыков анализа социально-экономических явлений.

Задачами изучения курса «Статистический анализ в публичной сфере» являются выработка у студентов способности на обогащение знаниями, овладение понятийным аппаратом курса, приобретение практических навыков анализа современных социально-экономических процессов и процессов в публичной сфере.

1.2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Профессиональный цикл. Дисциплина по выбору.

На основе полученных знаний студент должен уметь анализировать социально-экономические явления в публичной сфере.

Успешное освоение курса основывается на изучении курсов «Статистика», «Экономическая теория», «Математика».


Полученные знания необходимы для освоения дисциплин «исследование социально-экономических и политических процессов», «управление проектами», прохождения практик и подготовки ВКР, для которых необходимо изучение данной дисциплины.
1.3.Компетенции выпускника ООП бакалавриата, формируемые в результате освоения данной учебной дисциплины

В результате освоения ООП бакалавриата выпускник должен обладать следующими компетенциями:

- способностью принимать участие в разработке управленческих решений и нести ответственность за реализацию этих решений в пределах своих должностных обязанностей, умением оценить последствия решений (ОК 15);

- владением навыками самостоятельной, творческой работы; умением организовать свой труд; способностью продолжать новые идеи, находить подходы к их реализации (ОК 16);

- умением моделировать административные процессы и процедуры в органах государственной власти Российской Федерации, органах государственной власти субъектов Российской Федерации (ПК 25);

- способностью применять информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности с видением их взаимосвязей и перспектив использования (ПК 26);

- владением технологии защиты информации (ПК 27).



Карта компетенций дисциплины

Код компетенции

Формулировка компетенции

Результаты обучения в целом

Результаты обучения по уровням освоения материала

Виды занятий

Оценочные средства

минимальный

базовый

повышенный


ОК-15

способностью принимать участие в разработке управленческих решений и нести ответственность за реализацию этих решений в пределах своих должностных обязанностей, умением оценить последствия решений

Знает: термины и понятия

Ориентируется в терминологии

Знает основной состав терминов и понятий

Свободно оперирует основными терминами и понятиями.

лекции, семинары

опрос, тестирование

Умеет: охарактеризовать сущность и содержание организационно-управленческих и экономических решений,

систематизировать отдельные знания о сущности организационно-управленческих и экономических решений, осознать проблемы их качества и эффективности, определять последовательность действий при поиске, выборе и реализации необходимого решения

систематизировать основные знания о сущности и содержании организационно-управленческих и экономических решений, сформулировать проблемы их качества и эффективности, определять последовательность действий при поиске, выборе и реализации необходимого решения с учетом понимания персонального уровня ответственности

развернуто охарактеризовать сущность и содержание организационно-управленческих и экономических решений, четко сформулировать проблемы их качества и эффективности, определять наиболее подходящую последовательность действий при поиске, выборе и реализации необходимого решения с учетом понимания персонального уровня ответственности

лекции, семинары, практические занятия

практические задания, самостоятельная работа, реферат, презентация

Продолжение таблицы







Владеет: навыками разработки, реализации и оценки эффективности организационно-управленческих и экономических решений в публичной сфере, используя статистические методы

начальными навыками оценки эффективности организационно-управленческих и экономических решений в публичной сфере, используя статистические методы

основными навыками разработки, реализации и оценки эффективности организационно-управленческих и экономических решений, используя статистические методы

устойчивыми навыками разработки, реализации и оценки эффективности организационно-управленческих и экономических решений в публичной сфере, используя статистические методы

семинары, практические занятия

контрольная работа, доклад, презентация



ОК-16

Владением навыками самостоятельной, творческой работы; умением организовать свой труд; способностью продолжать новые идеи, находить подходы к их реализации

Знает: методы статистического анализа и их применение в социально-экономическом управлении

общие сведения о сущности статистического анализа,

о процессе применения статистических методов в социально-экономическом анализе



основные методы статистического анализа и их применение в социально-экономическом управлении


методы и методологию статистического анализа и

их применение в социально-экономическом управлении



лекции, семинары

опрос, тестирование


Умеет: использовать статистические методы

и осуществлять социально-экономические исследования в публичной сфере



использовать отдельные статистические методы при анализе социально - экономических процессов в публичной сфере

использовать основные

статистические методы

и осуществлять социально-экономические исследования в публичной сфере


использовать в полном объеме возможности статистического анализа, качественно выбирать информацию и эффективно проводить исследования в публичной сфере.

семинары, практические занятия

практические задания, самостоятельная работа, реферат, презентация

Владеет: статистическими методами при исследовании социально-экономических процессов в публичной сфере

отдельными статистическими методами

при анализе социально - экономических процессов в публичной сфере



основными статистическими методами при исследовании социально-экономических процессов в публичной сфере

статистическими методами при анализе социально-экономических процессов в публичной сфере, используя программное обеспечение.


семинары, практические занятия

контрольная работа, доклад, презентация


Продолжение таблицы

ПК

25



Умением моделировать административные процессы и процедуры в органах государственной власти Российской Федерации, органах государственной власти субъектов Российской Федерации

Знает: демонстрирует знания административных процессов и процедур в органах государственной и муниципальной власти

общие сведения об административных процессах и процедурах в органах государственной и муниципальной власти.


основные сведения об административных процессах и процедурах в органах государственной и муниципальной власти

Различные модели административных процессов и процедуры в органах государственной и муниципальной власти

лекции, семинары

опрос, тестирование


Умеет: использовать методы статистического анализа в органах государственной и муниципальной власти

использовать отдельные методы статистического анализа в органах государственной и муниципальной власти.

использовать основные методы статистического анализа в органах государственной и муниципальной власти.

использовать в полном объеме методы статистического анализа в органах государственной и муниципальной власти.

семинары, практические занятия

практические задания, самостоятельная работа, реферат, презентация

Владеет: навыками и

основными методами статистического анализа в органах государственной и муниципальной власти.




начальными навыками и отдельными методами статистического анализа в органах государственной и муниципальной власти.

базовыми навыками и

основными методами статистического анализа в органах государственной и муниципальной власти.




устойчивыми навыками

использования программного обеспечения

при моделировании в органах государственной и муниципальной власти.


семинары, практические занятия

контрольная работа, доклад, презентация

ПК

26



Способностью применять информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности с видением их взаимосвязей и перспектив использования

Знает: термины и понятия

Ориентируется в терминологии

Знает основной состав терминов и понятий

Свободно оперирует основными терминами и понятиями.

лекции, семинары

опрос, тестирование


Умеет: систематизировать знания о сущности и содержании информационно-коммуникационных технологий профессиональной деятельности

систематизировать отдельные знания о информационно-коммуникационных технологиях профессиональной деятельности

систематизировать основные знания о сущности и содержании информационно-коммуникационных технологий профессиональной деятельности

охарактеризовать сущность и содержание

информационно-коммуникационных технологий профессиональной деятельности



семинары, практические занятия

практические задания, самостоятельная работа, реферат, презентация



Окончание таблицы



Владеет: знаниями о информационно-коммуникационных технологиях в профессиональной деятельности

отдельными знаниями о информационно-коммуникационных технологиях в профессиональной деятельности

основными знаниями о информационно-коммуникационных технологиях в профессиональной деятельности

устойчивыми знаниями о информационно-коммуникационных технологиях в профессиональной деятельности

семинары, практические занятия

контрольная работа, доклад, презентация


ПК

27

Владением технологии защиты информации

Знает: методы защиты информации

общие сведения о технологии защиты информации

основные методы защиты информации


основные методы защиты информации и

их применение



лекции, семинары

опрос, тестирование


Умеет: использовать методы защиты информации


использовать общие сведения о технологии защиты информации

использовать основные методы защиты информации


использовать в полном объеме основные методы защиты информации

семинары, практические занятия

практические задания, самостоятельная работа, реферат, презентация

Владеет: сведениями о технологиях защиты информации

общими сведениями о технологиях защиты информации

основными сведениями о технологиях защиты информации

устойчивыми знаниями

о технологиях защиты информации и навыками их применении



семинары, практические занятия

контрольная работа, доклад, презентация




2. Структура и трудоемкость дисциплины

Семестр 4. Форма итоговой аттестации – зачет, контрольная работа. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы 108 часов.



3. Тематический план

очного обучения

Таблица 1.



темы



Тема

недели семестра

Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.

Итого часов по теме

В т.ч. в интерактивных формах

Количество баллов

Лекции*

Семинарские занятия*

Самостоятельная работа*













Модуль 1

1.

Статистический анализ численности населения

1-4

6

4

12

22




0-20

2.

Система статистических показателей, используемых в анализе рынка труда

5-8

8

4

12

24




0-20




Всего по модулю 1




14

8

24

46




0-40

Модуль 2

3.

Статистические методы изучения уровня жизни населения

9-11

8

4

10

22

2

0-20

4.

Основные понятия и показатели, характеризующие национальное богатство

12-14

6

4

10

20

2

0-20

5.

Система национальных счетов и обобщающих показателей социально-экономического развития на макроуровне

15-18

8

2

10

20




0-20




Всего по модулю 2




22

10

30

62




0-60




Итого (часов, баллов):




36

18

54

108




0 – 100




Из них в интерактивной форме




4










4





Таблица 2.

Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля

№ темы



Вопросы для обсуждения

Реферат


Глоссарий

по теме


Решение задач

тест


программы компьютерного тестирования

Итого количество баллов

1

0-2

0-2

0-1

0-8

0-4

0-3

0-20

2

0-2

0-2

0-1

0-8

0-4

0-3

0-20

Всего

по модулю 1



0-4

0-4

0-2

0-16

0-8

0-6

0-40

3

0-2

0-2

0-1

0-8

0-4

0-3

0-20

4

0-2

0-2

0-1

0-8

0-4

0-3

0-20

5

0-2

х

0-3

0-8

0-4

0-3

0-20

Всего

по модулю 2



0-6

0-4

0-5

0-24

0-12

0-9

0-60

Итого

0-10

0-8

0-7

0-40

0-20

0-15

0-100


Таблица 3.

Планирование самостоятельной работы студентов очного обучения





Модули и темы

Виды СРС

Неделя семестра


Объем часов

Кол-во баллов





обязательные



дополни-


тельные

1

2

3

4

5

6

7

Модуль 1

1.

Статистический анализ численности населения

-проанализировать показатели статистики населения по Тюменской области с 2000г. по 2011г.

(оформить в таблице)



-составить глоссарий по теме,

-написать реферат/ презентация



1-4

12

0-20

1

2

3

4

5

6

7

2.

Система статистических показателей, используемых в анализе рынка труда

-проанализировать

показатели трудовых ресурсов по Тюменской области с 2000г. по 2011г.

(оформить в таблице)


-составить глоссарий по теме,

-написать реферат /

презентация


5-8

12

0-20

Всего по модулю 1

24

0-40

Модуль 2

3.

Статистические методы изучения уровня жизни населения

-проанализировать

показатели уровня жизни населения по Тюменской области с 2000г. по 2011г.

(оформить в таблице)


-составить глоссарий по теме,

-написать реферат /

презентация


9-11

10

0-20

4.

Основные понятия и показатели, характеризующие национальное богатство

-дать характеристику природных ресурсов по Тюменской области (оформить в таблице)

-составить глоссарий по теме,

-написать реферат/ презентация



12-14

10

0-20

5.

Система национальных счетов и обобщающих показателей социально-экономического развития на макроуровне

-проанализировать макроэкономические показатели экономической деятельности в Тюменской области с 2000г. по 2011г.

(оформить в таблице).



-составить глоссарий по теме,

-написать реферат/ презентация



15-18

10

0-20

Всего по модулю 2

30

0-60

Итого

54

0-100


Тематический план заочного обучения

Таблица 5.

темы


Тема


Виды учебной работы и самостоятельная работа,

в час.


Итого часов по теме

лекции


семинарские занятия

самостоятельная работа

1.

Статистический анализ численности населения

2




20

22

2.

Система статистических показателей, используемых в анализе рынка труда




2

20

22

3.

Статистические методы изучения уровня жизни населения

2




20

22

4.

Основные понятия и показатели, характеризующие национальное богатство




2

20

22

5.

Система национальных счетов и обобщающих показателей социально-экономического развития на макроуровне







20

20




Итого (часов):

4

4

100

108


Таблица 6.

Планирование самостоятельной работы студентов заочного обучения




Модули

и темы


Виды СРС

Объем

часов


обязательные


дополни-


тельные

1

2

3

4

5

1.

Статистический анализ численности населения

-проанализировать показатели статистики населения по Тюменской области с 2000г. по 2011г.

(оформить в таблице)



-составить глоссарий по теме,

-написать реферат



20

1

2

3

4

5

2.

Система статистических показателей, используемых в анализе рынка труда

-проанализировать

показатели трудовых ресурсов по Тюменской области с 2000г. по 2011г.

(оформить в таблице)


-составить глоссарий по теме,

-написать реферат / презентация)



20

3.

Статистические методы изучения уровня жизни населения

-проанализировать

показатели уровня жизни населения по Тюменской области с 2000г. по 2011г.

(оформить в таблице)


-составить глоссарий по теме,

-написать реферат



20

4.

Основные понятия и показатели, характеризующие национальное богатство

-дать характеристику природных ресурсов по Тюменской области (оформить в таблице)

-составить глоссарий по теме,

-написать реферат/ презентация



20

5.

Система национальных счетов и обобщающих показателей социально-экономического развития на макроуровне

-проанализировать макроэкономические показатели экономической деятельности в Тюменской области с 2000г. по 2011г.

(оформить в таблице).



-составить глоссарий по теме,

-написать реферат/ презентация



20

Итого

100


4.Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

п/п


Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

Темы дисциплины необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин






Статистический анализ в публичной сфере

1

2

3

4

5




Демография

1

3,7,3

5,6










+

+

+










Региональное управление и территориальное планирование







11

15

19










+

+

+

5.Содержание дисциплины
Тема 1. Статистический анализ численности населения. Население как объект статистического изучения. Система источников данных о населении. Домохозяйства. Структура домашних хозяйств. Семейные домохозяйства. Методы изучения динамики и состава населения. Группировки населения и система показателей. Расчет средней численности населения. Коэффициент рождаемости. Коэффициент смертности. Коэффициент естественного прироста. Коэффициент Покровского. Коэффициент фертильности. Коэффициент детской смертности. Статистика миграции населения. Коэффициент выбытия. Коэффициент прибытия. Коэффициент механического прироста др. Общий коэффициент интенсивности миграции. Коэффициент интенсивности миграционного оборота. Коэффициент эффективности миграции. Расчет перспективной численности населения.

Тема 2. Система статистических показателей, используемых в анализе рынка труда. Понятие «трудовые ресурсы». Расчет численности трудовых ресурсов. Наличие трудовых ресурсов и источники их формирования. Баланс трудовых ресурсов. Определение средней численности трудовых ресурсов. Абсолютные и относительные показатели движения трудовых ресурсов.

Основные показатели функционирования рынка труда. Коэффициент напряженности на рынке труда. Характеристика экономически активного населения. Распределение экономически активного населения по статусу занятости. Источники информации о занятости населения. Занятость и безработица населения. Уровень занятости населения. Типы безработицы. Уровень безработицы.

Общая численность работников предприятия. Коэффициент численности основных рабочих. Средний разряд рабочих. Среднесписочная численность работников. Показатели движения численности работников (индекс численности рабочей силы, коэффициент оборота по приему и по выбытию, коэффициент текучести кадров, коэффициент стабильности кадров).

Статистика использования рабочего времени (календарный, табельный и максимально возможный фонды рабочего времени и коэффициенты их использования). Баланс рабочего времени: ресурсы рабочего времени, использование рабочего времени. Средняя фактическая продолжительность рабочего периода (дня). Среднее число дней работы одного рабочего. Среднее число часов работы на одного рабочего. Коэффициент использования продолжительности рабочего периода. Коэффициент использования продолжительности рабочего дня. Интегральный показатель использования рабочего времени. Трудовой конфликт. Забастовка. Локаут.

Понятие «производительность труда». Выработка. Трудоемкость. Уровень производительности труда. Динамика производительности труда.

Тема 3. Статистические методы изучения уровня жизни населения. Индекс развития человеческого потенциала. Индекс ожидаемой продолжительности жизни. Индекс грамотности старшего поколения. Индекс реального объема ВВП на душу населения. Доходы населения. Основные источники доходов населения. Совокупный, номинальный, располагаемый, реальный доход.


Заработная плата. Динамика средней заработной платы. Номинальная заработная плата. Реальная заработная плата. Индекс реальной заработной платы. Показатели дифференциации населения по доходам: модальный доход, медианный доход, децильный коэффициент дифференциации доходов, коэффициент фондов, коэффициенты Лоренца и Джини.

Уровень бедности. Показатели доходов бедного населения: среднедушевой доход бедного населения, дефицит дохода, индекс глубины бедности, индекс остроты бедности.

Денежные расходы населения. Расходы на конечное потребление. Показатели изучения уровня и динамики потребления. Эластичность потребления.

Тема 4. Основные понятия и показатели, характеризующие национальное богатство. Понятие «национальное богатство». Баланс активов и пассивов на начало (конец) периода. Состав национального богатства.

Состав и классификация основных фондов. Методы оценки основных фондов. Показатели состояния и движения основных средств. Показатели эффективности использования средств труда. Показатели наличия и использования оборотных фондов. Определение потребности в оборотных фондах.

Характеристика природных ресурсов: земельный фонд, лесной фонд, водные ресурсы, полезные ископаемые. Основные классификации и группировки в статистике природных ресурсов. Система показателей статистики природных ресурсов.

Тема 5. Система национальных счетов (СНС) и обобщающих показателей социально-экономического развития на макроуровне. Счета для секторов экономики: текущие счета, счета накопления, баланс активов и пассивов. Счета для отраслей экономики: счет производства, счет образования доходов. Счета для отдельных экономических операций: счет сектора «остального мира», счет товаров и услуг. Система макроэкономических показателей экономической деятельности.

6. Планы семинарских и практических занятий
Тема 1. Статистический анализ численности населения

Пример 1. Имеются следующие данные о численности населения в области за 2010год:

Численность населения области на 01.01.2010, тыс.чел

1850

Родилось в течение года, тыс.чел.

37

Умерло в течение года, тыс.чел.

39

в т.ч. детей до года, чел

629

Прибыло на постоянное место жительство, тыс.чел.

13

Выбыло по различным причинам тыс.чел.

7

Доля женщин детородного возраста в общей численности населения, %

24

Требуется определить:

1.Общий коэффициент рождаемости.

2.Специальный коэффициент рождаемости.

3.Коэффициент смертности.

4.Жизненный индекс Покровского.

5. Коэффициент депопуляции.

6. Коэффициент детской смертности.

7.Коэффициент естественного прироста населения.

8. Коэффициент механического прироста населения.

9. Коэффициент общего прироста населения.



Решение

Для расчета требуемых показателей нужно, прежде всего, исчислить численность населения на конец года и среднегодовую численность населения области:



тыс.чел.

тыс.чел.

Коэффициент рождаемости (0/00):

.

2.Специальный коэффициент рождаемости:

Определим численность женщин детородного возраста.



женщин.

.

Взаимосвязь между общим и специальным коэффициентом рождаемости:





3. Коэффициент смертности (0/00):

.

4.Коэффициент жизненности (жизненный индекс Покровского) (0/00):

.

5 Коэффициент депопуляции:



6. Коэффициент детской смертности (0/00):

.

7. Коэффициент естественного прироста (убыли) (0/00):

или

.

8. Коэффициент механического прироста (убыли) (0/00):

.

9. Коэффициент общего прироста (0/00):

или

.

Таким образом, в области численность населения увеличивалась 2,1 человека на каждую тысячу жителей.



Задачи для самостоятельного решения

Задача 1. В одном из субъектов РФ за год родилось 29 тыс. детей, численность женщин в возрасте от 15 до 49 лет составила 785 тыс. Определите общий коэффициент рождаемости, если известно, что доля женщин 15-49 лет среди населения составляла 29%.

Задача 2. Имеются данные о рождаемости и смертности населения:

Районы

Численность

населения, (тыс. чел)



Коэффициент

рождаемости, 0/00



Коэффициент смертности, 0/00

1

10,3

14,7

16,7

2

17,1

13,8

14,1

3

14,4

15,9

11,5

По каждому району определите:

-число родившихся, умерших и естественный прирост населения (в абсолютном выражении);

-коэффициенты естественного прироста и жизненности населения.

Решение оформите в таблице. Сделайте выводы.



Задача 3. В районе среднегодовая численность населения составляла 95380 человек, в том числе женщин – 55600. Численность женщин в возрасте от 15 до 49 лет составила 18330 человек, а специальный коэффициент рождаемости был равен 63,00/00. Определите общий коэффициент рождаемости.

Задача 4. По данным нижеприведенной таблицы определите удельный вес территории, удельный вес населения и плотность населения каждого федерального округа в РФ в динамике.

Население и территория России и федеральных округов





Всероссийская перепись населения 2002 г.

Всероссийская перепись населения 2010 г.




Население, млн. чел.

Территория, тыс.кв.км.

Население, млн. чел.

Территория, тыс.кв.км.

Россия

145,2

17075,4

142,9



17075,4

В т.ч. федеральные округа:













Центральный

38,0

650,7

38,4

650,7


Северо-Западный

13,9

1677,9

13,6

1677,9


Южный

22,9

589,2

13,9

418,8


Северо-Кавказский

-

-

9,4

170,4


Приволжский

31,2

1038,0

29,9

1038,0

Уральский

12,4

1788,9

12,1

1788,9

Сибирский

20,1

5114,8

19,2

5114,8

Дальневосточный

6,7

6215,9

6,3

6215,9

Источник. [http:\\www/gks.ru]

Решение оформите в таблице. Сделайте выводы.



Задача 5. Показатели естественного движения населения в районе (в промилле) за прошедший год составили:

-коэффициент рождаемости –15,

-коэффициент смертности –10,

-коэффициент механического прироста – 5.

Определите общий прирост населения, если известно, что средняя численность района равна 50 тыс. чел.

Задача 6. Имеются данные о распределении численности мужчин и женщин по возрастным группам на 1 января 2009г.

Возрастные группы



Все население, тысяч человек

мужчины

женщины

Всего

65641

76263

в т. ч. в возрасте, лет:

 

 

      0-4

3950

3742

      5-9

3403

3240

      10-14

3453

3304

      15-19

4727

4534

      20-24

6362

6211

      25-29

5970

5923

      30-34

5279

5401

      35-39

4850

5003

      40-44

4534

4867

      45-49

5510

6173

      50-54

5083

6114

      55-59

4174

5426

      60-64

2376

3397

      65-69

2010

3471

      70 и более

3960

9457

Источник. [http:\\www/gks.ru]

На основании приведенных данных рассчитайте:

-удельный вес отдельных возрастных групп и для всего населения в целом;

- средний возраст мужчин, женщин и всего населения в целом;

Решение оформите в таблице. Сделайте выводы.

Темы сообщений и докладов

1. Сравнительный анализ современной российской демографической политики с другими странами.

2.Этнические и смешанные браки.

3.Современные тенденции и проблемы рождаемости.

4.Современное общество и матери одиночки.

5.Миграционные потоки и состав мигрантов.



Тема 2. Система статистических показателей, используемых в анализе рынка труда

Пример. На начало 2008г. в регионе численность трудоспособного населения трудоспособного возраста составила 1021 тыс.чел., численность работающих за пределами трудоспособного возраста- 240,2 тыс.чел. В течение года вступило в трудовой возраст трудоспособного населения 18,4 тыс.чел., вовлечено для работы в отраслях экономики лиц пенсионного возраста 13,2 тыс.чел., прибыло из других областей трудоспособного населения трудоспособного возраста 7,6 тыс.чел., выбыло из состава трудовых ресурсов (в связи с переходом в пенсионный возраст) 81,4 тыс.чел., выбыло из состава трудовых ресурсов по разным причинам подростков 5 тыс.чел., выбыло трудоспособного населения в трудоспособном возрасте в другие области 8,2 тыс.чел. Определите:

-численность трудовых ресурсов на начало года;

-численность трудоспособного населения трудоспособного возраста на конец года;

-численность трудовых ресурсов на конец года;

-среднегодовую численность трудовых ресурсов;

-коэффициент естественного прироста трудовых ресурсов;

-коэффициент механического прироста трудовых ресурсов;

-коэффициент общего прироста трудовых ресурсов.



Решение

Численность трудовых ресурсов на начало года составит:

1021+240,2 = 1261,2 тыс.чел.

Численность трудоспособного населения трудоспособного возраста на конец года составит:

1021+18,4+7,6-81,4-8,2 =957,4 тыс.чел.

Численность трудовых ресурсов на конец года:1261,2+18,4+13,2+7,6-81,4-5-8,2=1205,8 тыс.чел.

Среднегодовая численность трудовых ресурсов:

(1261,2+1205,8):2=1233,5 тыс.чел.

Коэффициент естественного прироста трудовых ресурсов:

(18,4+13,2-81,4-5):1233,5·1000 = -44,4 0/00.

Коэффициент механического прироста трудовых ресурсов:

(7,6-8,2):1233,5·1000= -0,49 0/00.

Коэффициент общего прироста трудовых ресурсов:

-44,4 0/00.+ (-0,490/00.) = -44,89 0/00.

Таким образом, в регионе на 1000 чел. трудоспособного населения ежегодно убывает почти 45 человек трудоспособного населения, и естественная убыль опережает механическую убыль трудоспособного населения.
Задачи для самостоятельного решения
Задача 1. В поселке городского типа число безработных мужчин в возрасте от 40-50 лет составляет 1900 чел. С вероятностью 0,954 определите пределы времени поиска работы, если известно, что по данным 5%-й случайной бесповторной выборки средний срок поиска работы составляет 3,4 месяца, а среднее квадратическое отклонение не превышает 1 месяца.


Задача 2. Имеются следующие данные на начало 2010 года по региону:

Численность трудовых ресурсов на начало года, тыс.чел.

4800,0

в т.ч. работающих за пределами трудоспособного возраста составляет

1200,0

в течение года:




-прибыло в регион трудоспособного населения трудоспособного возраста, тыс.чел.

14,7

-выбыло из региона трудоспособного населения в трудоспособном возрасте, тыс.чел.

8,7

-вступило в трудовой возраст трудоспособного населения, тыс.чел

981,3

-выбыло из состава трудовых ресурсов (в связи с переходом в пенсионный возраст), тыс.чел.

873,2

-вовлечено для работы в отраслях экономики лиц пенсионного возраста, тыс.чел.

191,4

Определите:

1.Численность работающих за пределами трудоспособного возраста.

2.Численность трудоспособного населения трудоспособного возраста на конец года.

3. Численность трудовых ресурсов на конец года.

4.Коэффициент общего прироста трудовых ресурсов.


Задача 3.

Списочная численность работников областной научной библиотеки составляла:

с 1 по 8 апреля - 107 человек;

с 9 по 15 апреля – 103 человека;

с 16 по 22 апреля - 98 человек;

с 23 по 27 апреля – 111 человек;

с 28 по 30 апреля – 107 человек.

Определить среднесписочную численность работников в апреле.



Задача 4. Имеются данные о распределении численности безработных по продолжительности поиска работы.


Годы


Численность экономически активного
населения – всего, тыс. чел.

Уровень безработицы, %.



Процент безработных, продолжительность трудоустройства которых составила

до 6
месяцев

от 6 до 12
месяцев

более года

1995

70740

9,5

51,5

18,7

29,8

2000

72332

9,8

38,3

19,4

42,3

2005

73811

7,1

43,8

20,0

36,2

2008

75892

7,0

50,4

16,4

33,2

Источник. [http:\\www/gks.ru]

По вышеприведенным данным определить:

-численность безработных;

-абсолютный прирост (снижение) численности безработных;

-темп роста (снижения) численности безработных;

-темп прироста (убыли) численности безработных;

-среднее квадратическое отклонение и коэффициент вариации продолжительности трудоустройства по каждому году.

Решение оформите в таблице. Сделайте выводы.



Задача 5.

В годовом отчете одного из учреждений социально-культурной сферы содержатся следующие данные:



1.Отработано работниками человеко-дней…………

445120

2.Число человеко-дней неявок на работу:




-праздничные и выходные……………………………

209147

-очередные отпуска…………………………………

83300

-отпуска по учебе………………………………………

1975

-отпуска в связи с родами……………………………

10200

-неявки по болезни……………………………………

9120

-прогулы……………………………………………

1540

3.Число отработанных человеко-часов всего…………

3471910

1.Определить календарный, табельный и максимально возможный фонды рабочего времени.

2.Рассчитать коэффициенты использования календарного, табельного и максимально возможного фондов рабочего времени.


Задача 6. В одном из учреждений социально-культурной сферы численность работников на начало года составила 86 человек. В течение года было принято на работу 23 человек, уволено – 12. Численность работников со стажем работы пять, и более лет составила 57 человек.

Определить:

-коэффициенты оборота по приему, выбытию и общего оборота;

-индекс численности рабочей силы;

-коэффициент стабильности работников.
Задача 7. На предприятии средняя часовая выработка рабочего увеличилась на 8%, средняя продолжительность рабочего дня – на 1,5%, а средняя продолжительность рабочего месяца снизилась на 2%. Доля рабочих в общей численности персонала понизилась на 3%.

Определить:

-индекс средней дневной выработки;

-индекс средней месячной выработки

-индекс среднемесячной выработки на одного рабочего.
Задача 8. Продукция предприятия в сопоставимых ценах за первый квартал составила 780 тыс.ден.ед. Средняя численность рабочих за этот же период – 980 человек, что составило 73% всей численности всей численности работников основной деятельности.

Определите производительность труда в расчете на одного рабочего и на одного работающего и объясните взаимосвязь этих показателей.


Темы сообщений и докладов

1.Трудовые ресурсы, их численность и дефицит рабочей силы в России

2. Проблема занятости трудовых ресурсов.

3.Региональная дифференциация уровня безработицы.

4.Новые информационные технологии как фактор повышения качества социальных услуг на рынке труда.


5.Экономический рост и производительность труда в России


6. Низкая производительность труда в России: мифы и реальность.

скачать файл


следующая страница >>
Смотрите также:
Федеральное государственное бюджетное
682.44kb.
Федеральное государственное бюджетное учреждение
1105.08kb.
Минобрнауки россии федеральное государственное бюджетное
165.39kb.
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральный центр тестирования»
257.17kb.
П/п Наименование организации
1947kb.
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральный центр тестирования»
664.61kb.
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральный центр тестирования»
640.07kb.
Федеральное государственное учреждение федеральный центр сердца, крови и эндокринологии им. В. А
619.22kb.
Федеральное государственное бюджетное
363.81kb.
Россииской федерации федеральное государственное бюджетное
486.13kb.
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение
376.28kb.
Федеральное государственное
354.08kb.