voeto.ru страница 1
скачать файл

Л.В.Чернышова,

директор МБОУ «Молотицкая СОШ»



Современные подходы к созданию новых моделей учета

достижений учащихся в урочное и внеурочное время
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования содержит четкие требования к системе оценки достижения планируемых результатов. В соответствии с ними система оценки должна : I. Фиксировать цели оценочной деятельности

  1. Ориентировать на достижение результата:

- духовно-нравственное развитие и воспитание (Личностные результаты),

- формирование универсальных учебных действий (метапредметные результаты)

- освоение содержания учебных предметов (предметные результаты).

2. Обеспечить комплексный подход к оценке всех перечисленных

результатов образования (предметных, метапредметных и

личностных);



  1. Обеспечить возможность регулирования системы образования на основании полученной информации о достижении планируемых результатов, т.е. возможность принятия педагогических мер для улучшения и совершенствования процессов образования в каждом классе.

II. Фиксировать критерии, процедуры, инструменты оценки и формы представления ее результатов.

III. Фиксировать условия и границы применения системы оценки.


Системное применение мониторинга в учебном процессе способствует достижению прогнозируемых результатов при условии потребности всего педагогического коллектива в диагностическом инструментарии для постоянного объективного отслеживания уровня учебных достижений учащихся.


На сегодняшний день в нашей школе сложилась следующая структура контроля образовательных достижений учащихся


Оценка учебных достижений учащихся


Кто?

Учитель

Ученик

Психолог


Учитель


Что?

ЗУНы, способы учебной деятельности


Успешность, объем и глубину знаний, творческие способности


Личностные качества




Зачем?

Повышение качества

образования

Самооценка,

самоорганизация

Изучение личности и ее потенциала




Когда?

Ежедневно


Ежедневно


1 раз в месяц




Где?

На уроке и вне урока


На уроке и вне урока


Вне урока




Как?

Наблюдение, контроль


Рефлексия

(Приложение 2)

Анкетирование,

Тренинги, наблюдение



Форма отчета

Лист наблюдения,

результаты контроля

(приложение 1)


Выставки достижений, Портфолио


Социально-психологический профиль


Достоинство данной системы оценки результатов в том, что она реально переключает контроль и оценивание на новый образовательный результат. Вместо воспроизведения знаний мы теперь оцениваем разные направления деятельности ученика, т.е. то, что ему реально нужно в жизни в ходе решения практических задач.

Совершенно новым для массовой школы является вводимая ФГОС диагностика результатов личностного развития. Она может проводиться в разных формах. В любом случае такая диагностика предполагает проявление учеником качеств своей личности: оценки поступков, обозначение своей жизненной позиции, культурного выбора, мотивов, личностных целей. Диагностику личностных достижений может проводить сам ученик совместно с родителями, учитель, но более глубокую оценку может дать психолог.

Нами совместно с ППСЦ определен рад актуальных задач  психолого - педагогического   социального сопровождения учебно-воспитательного процесса в школе:



  • предупреждение  возникновения у ребенка проблем взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями через коммуникативные тренинги и реализацию профилактических программ с отдельными учащимися;

  • помощь (содействие) ребенку в решении  актуальных задач развития, обучения и социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, индивидуальные консультации по результатам диагностики;

  • психологическое обеспечение образовательного процесса (изучение когнитивных, физиологических, характерологических особенностей  обучающихся).

Средствами  сопровождения являются психологические технологии,  оказывающие конструктивное воздействие на процессы самопознания, саморазвития, самооценки всех субъектов образовательного пространства.

Формой отчета работы центра определены материалы мониторинга «Педагогический социально-психологический профиль», содержащие информацию об индивидуальных  особенностях, интересах и способностях  каждого ученика, комментарии и рекомендации психолога.  

Формой индивидуальной накопительной самооценки, дополняющей педагогические контрольно-оценочные средства, является портфель достижений учащегося (портфолио). Предназначение портфолио заключается в поддержании образовательной мотивации учащихся в процессе обучения. Данный документ, формируемый учащимся самостоятельно на добровольной основе, обеспечивает отслеживание индивидуального образовательного прогресса учащегося, развивает умения рефлексивной деятельности школьников, расширяет возможности их самообразования. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учащимся в разнообразных видах деятельности (учебной, проектно-исследовательской, социальной и др).

Представленная система внутришкольного контроля образовательных достижений учащихся позволяет  управлять учебным процессом через результаты деятельности детей и способствует объективной оценке обучения школе.


    

Приложение 1



Фамилия, имя, класс _____________________________________________

Предмет ____________________________________________________________



Параметры











































Предметные результаты

Общеучебные

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели











































Поиск и выделение необходимой информации, определение основной и второстепенной информации











































Речевые навыки

( в устной и письменной форме)













































Использование рациональных способов решения











































Контроль и оценка результатов своей деятельности











































Логические

Анализ объектов, выделение признаков











































Подведение под понятия











































Установление причинно-следственных связей











































Построение логической цепи рассуждений











































Доказательство











































Выдвижение гипотез и их обоснование













































Метапредметные результаты

Способы деятельности

Целеполагание












































Планирование(составление плана действий)











































Прогнозирование (предвосхищение результата)











































Контроль











































Коррекция











































Оценка (качество и уровень усвоения)











































Личностные результаты

Умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами











































Знание моральных норм











































Ориентация в социальных ролях (консультант, носитель информации, помощник педагога, организатор работы младших)











































межличностных отношениях (доброжелательность, помощь, умение пойти на компромисс…)











































Коммуникативные

Сотрудничество с учителем и сверстниками, выбор способов взаимодействия











































Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации











































Разрешение конфликтов











































Управление поведением партнера (контроль, коррекция, оценка действий)











































Умение выражать свои мысли











































Характеристика работы ученика на занятии

Работает при прохождении каждой темы











































Задает много вопросов, свидетельствующих об интересе











































Охотно выполняет дополнительные задания











































Часто поднимает руку











































Всегда занят делом











































Охотно помогает другим ученикам











































Принимает помощь других учеников










































    


Приложение 2

Вопросы для общего анализа, характерного для первых этапов обучения в разновозрастных группах

  • Что понравилось на занятии, что удалось, что получилось и почему?

  • Что не получилось, не удалось, не понравилось и почему?

  • Что можно было сделать лучше, по-другому?

  • Что надо сохранить в организации занятий, а от чего отказаться?



Вопросы для анализа решения образовательных задач:

  • Что узнали нового, важного, полезного на занятии, чему научились?

  • Какие знания особенно полезны и пригодятся в жизни?

  • Какой материал усвоен, а какой требует дальнейшей работы?

- Какие возникали трудности, какие допущены ошибки в работе учащихся и почему?

Вопросы для анализа взаимодействия учащихся на занятии, результатов груп­повой работы:

  • Все ли члены группы правильно поняли задачу?

  • Как были распределены обязанности в группе?

  • Кто и как работал в группе?

  • Правильно ли была распределена работа?

  • Как была организована взаимопомощь?


Вопросы для коллективного анализа занятий в конце четверти (полугодия, го­да):

  • Какие уроки последнего периода тебе понравились и почему?

  • Как бы ты организовал занятия, если бы был учителем?

  • Что привлекает тебя на занятиях в разновозрастных группах?

  • Что не получается, не удаётся при проведении таких занятий?

  • Что бы ты изменил в проведении занятий, когда объединяются несколько классов?


Незаконченное предложение. Учащимся предлагается продолжить одну из фраз:

  • Я считаю, что наиболее удачным на занятии было...

  • Мне хотелось бы порекомендовать...

  • Я сегодня на занятии открыл для себя...

  • Я удовлетворён тем, что...

- Мне понравилось работать с учащимися другого класса, потому что...

- На занятии меня порадовало...



  • Я удовлетворён своей работой, потому что...


Анкета

Могут быть использованы различные виды анкет, например:



Оцени, в какой мере следующие виды работ понравились и помогли тебе:

а) освоить материал; б) проявить себя.



По следующей шкале:

3 - в полной мере; 2 - в основном; 1 - частично; 0 - не помогли.



Или предлагается отметить свой вариант ответа.




скачать файл



Смотрите также:
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования содержит четкие требования к системе оценки достижения планируемых результатов. В соответствии с ними система оценки должна : I
213.38kb.
Д. Д. Данилов I. Введение: что меняет в школе новая система оценки образовательных результатов?
763.15kb.
ІХ. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования
419.66kb.
Основная образовательная программа начального общего образования моу сош №72 г. Саратова Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования
427.85kb.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной программы начального общего образования
238.98kb.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общёго образования
108.97kb.
1. 3 Система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования
178.63kb.
Пояснительная записка. Планируемые результаты освоения обучающимися ооп ноо. Учебный план начального общего образования
599.26kb.
Положение об оценке достижения планируемых результатов в начальной школе муниципального общеобразовательного учреждения
135.59kb.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования
154.22kb.
Система оценки достижения планируемых результатов (ПР) освоения основной образовательной программы начального образования по отдельным учебным предметам
165.58kb.
Государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения
94.78kb.