voeto.ru страница 1
скачать файл
Экзамен по теории музыки и сольфеджио

Письменный

Письменный ответ состоит из:

а) одноголосного диктанта в форме однотонального периода в простом или сложном размере в объеме 8–10 тактов с внутритональными хроматизмами, отклонениями, метроритмическими трудностями (различные виды затакта, пунктирный ритм, триоли, внутритактовые и междутактовые синкопы, паузы). Например: Алексеев, Блюм. Систематический курс музыкального диктанта № 159. Время написания 20–25 минут, количество проигрываний 10–12;

б) из гармонического диктанта в виде ритмически оформленной гармонической последовательности в форме предложения с использова­нием аккордов полной функциональной системы лада. Объем последовательности – 6–8 аккордов, количество проигрываний – 4–5. Например:

As-dur Т64 — VI35 — Т64 — II6 — D2 — Т6 — III35 – II7(г) — D34 – Т35.
Устный

При устном ответе необходимо:

а) спеть с листа одноголосный номер с дирижированием, с соблюдением особенностей фразировки и в указанном темпе. Например: Драгомиров. Одноголосное сольфеджио. № 65–85; Ладухин. Одноголосное сольфеджио. М., 1983. № 80–100; Блок. Ладовое сольфеджио. М., 1987. С. 19–27, 64–69.

б) построить и спеть в заданной тональности и от заданного звука вверх или вниз 3–4 интервала, включая тритоны и характерные интервалы с разрешением (дать все варианты разрешений). Например:

cis-moll все ув. 4 с разрешением, ув. 5 с разрешением;

от звука g вниз м. 3 с разрешением в тональностях, в которых основание интервала является II ступенью;

в) точно проинтонировать в стабильном темпе в восходящем и нисходящем направлении звукоряд мажорной или минорной гаммы (три вида мажора, три вида минора, особые диатонические лады, хроматическая гамма).

Критерии оценки экзамена
по теории музыки и сольфеджио



Задание

Оценка (баллы)

Критерии

Одноголосный диктант

(письменно)



0–7

Допущено 5 и более ошибок

8–15

Допущено 3–4 ошибки

16–27

Допущено 1–2 ошибки

28–30

Задание выполнено без ошибок или допущена 1 несущественная ошибка

Гармонический диктант (письменно)

0–5

Допущены 2 и более функциональные ошибки

6–10

Допущены 2–3 неверных обращения аккордов, 1 функциональная ошибка

11–17

Допущены 2–3 неверных обращения аккордов

18–20

Задание выполнено без ошибок или допущена 1 несущественная ошибка

Чтение с листа (устно)

0–5

Допущены 4 и более интонационные
и ритмические ошибки, отсутствует тональная и синтаксическая логика исполнения

6–10

Допущены 3–4 интонационные
и ритмические ошибки, темповые
и синтаксические несоответствия

11–17

Допущены 2–3 интонационные
или ритмические ошибки

18–20

Задание выполнено без ошибок
или допущена 1 несущественная
ошибка

Интервалы (устно)

0–5

Теоретически неверное разрешение интервалов

6–10

Возможна 1 ошибка в построении и разрешении интервалов

11–17

Возможны 1–2 неправильных знака

18–20

Задание выполнено без ошибок или допущена 1 несущественная ошибка

Гаммы (устно)

0–2

Незнание ладов

3–5

Возможны 2–3 неточные интонации

6–8

Допустимы 2–3 неправильных знака

9–10

Задание выполнено без ошибок или допущена 1 несущественная ошибка

ШКАЛА ОЦЕНКИ

«2» = 0–24

«5» = 87–100


ЭКЗАМЕН
ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ИНСТРУМЕНТУ И ВОКАЛУ

Практический экзамен состоит из следующий заданий:

а) исполнение полифонического сочинения (прелюдии и фуги, инвенции, токкаты, несколько частей из сюиты, партиты и т. п.). При исполнении полифонии необходимо показать владение дифференцированно-целостным слышанием многоголосия, умением сочетать общий интонационно-звуковой и драматургический план, структурное целое и синхронность звучания голосов с графически четким проведением каждого голоса и сохранением его индивидуальных черт, тембра и логики развития, равновесия всех выразительных средств и владение навыками слухового контроля;

б) исполнение произведения крупной формы (сонаты, вариации, рондо и т. п.). При исполнении произведения крупной формы необходимо продемонстрировать умение охватить множество исполнительских деталей (разнообразие музыкального материала, динамики, метроритма и т. д.) и разнохарактерных музыкальных образов в единое целое и выявить навыки ощущения формы, стиля, эмоциональных контрастов, исполнительской воли и сочетание технических и художественных сторон интерпретации;

в) исполнение пьесы. При исполнении пьесы необходимо показать комплекс исполнительских качеств – интонационную и штриховую выразительность, разнообразие тембральной окраски звука, метро- и темпо-ритмическую агогику, эмоциональность сопереживания и т. д. в зависимости от жанра, стиля, авторских требований и идейно-художественного содержания произведения;

г) пение произведения без сопровождения. При пении необходимо показать чистоту интонации, регистровую ровность звучания, тембральную однородность голоса, выразительность и четкость артикуляции, эмоциональность и выразительность исполнения;

д) пение произведения под собственный аккомпанемент. При исполнении надо продемонстрировать комплекс умений: чистоту, выразительность, осмысленность, стилистическую грамотность и классическую вокальную манеру пения в сочетании с органичным, синхронным, динамически и агогически выверенным аккомпанементом.

Критерии оценки экзамена
по музыкальному инструменту и вокалу



Задание

Оценка

(баллы)


Критерии

Исполнение

полифонического

сочинения


0–8

Отсутствие понимания жанра, стиля, структуры произведения, не выявлены структура

и драматургия сочинения, грубые ошибки

в исполнении




9–16

Произведение исполнено, однако не выявлен показ отдельных голосов и их рельефное

сочетание в единое целое; присутствуют

3–4 ошибки и погрешности




17–24

Выявлено понимание интонационно-звукового и структурно-драма­тургического целого; возможны 1–2 ошибки, недостаточная яркость исполнения или не прослушаны голоса



25–30

В полной мере выявлено сочетание равновесия отдельных мелодических голосов и структурно-драматургического целого, навыки слухового контроля и стилистическая убедительность;

допустима 1 погрешность в исполнении



Исполнение произведения крупной формы

0–8

Отсутствие понимания жанра, стиля, структуры произведения, не выявлена драматургия сочинения, грубые ошибки в исполнении



9–16

Произведение исполнено, однако встречаются 3–4 ошибки или погрешности в технике или художественной интерпретации



17–24

Показано умение охватить множество исполнительских деталей в единое целое, выявить стиль и разнообразие музыкального материала; возможны 1–2 ошибки или погрешности

в технической или художественной стороне исполнения





25–30

Показано яркое, эмоциональное исполнение, умение охватить разнообразие деталей и образов музыкального текста в единое целое,

выявлен стиль, динамические контрасты;

допустимы небольшие погрешности в технике или художественной интерпретации


Исполнение

пьесы


0–5

Отсутствие понимания жанра, стиля, структуры произведения, не выявлена драматургия сочинения, грубые ошибки в тексте и исполнении



6–10

Произведение исполнено, однако недостаточно разнообразны тембральные и динамические краски, штриховая и агогическая выразительность; допустимы 3–4 ошибки в техническом и художественном исполнении



11–16

Показан комплекс исполнительских качеств: стилевая точность, интонационная выразительность, разнообразие штрихов и тембров, агогика в соответствии с авторским замыслом; допустимы 1–2 ошибки или погрешности



17–20

Показан комплекс исполнительских качеств: стилевая точность, интонационная выразительность, разнообразие тембров, метроритмическая агогика в соответствии с авторским замыслом; допустима 1 небольшая погрешность

Пение

произведения

без сопровождения


0–2

Отсутствуют чистота интонации, певческие умения, знание поэтического текста или присутствуют грубые текстовые и музыкальные ошибки



3–5

Произведение исполнено, однако недостаточно чистое интонирование, не всегда ровное звучание голоса; возможны 3–4 ошибки

или погрешности





6–8

Чистое интонирование, регистровая ровность звучания, выразительность и четкость артикуляции, эмоциональное исполнение; допустимы

1–2 ошибки или погрешности





9–10

Чистое интонирование, регистровая

и тембральная ровность звучание голоса,

выразительность и четкость артикуляции, образность и эмоциональность интерпретации; допустима 1 небольшая погрешность


Пение

произведения под собственный аккомпанемент



0–2

Отсутствие координации между пением и аккомпанементом, грубые ошибки в певческой интонации

3–5

Произведение исполнено, однако присутствуют нечистая певческая интонация, ошибки

в аккомпанементе, нет эмоциональной

выразительности


6–8

Чистое интонирование, регистровая ровность звучания голоса, четкость артикуляции, выразительное исполнение, координация между пением и аккомпанементом; допустима

1 небольшая погрешность



9–10

Чистое интонирование, регистровая ровность звучания голоса, выразительность

и эмоциональность исполнения, четкость артикуляции, органичность и синхронность аккомпанемента; допустима 1 небольшая погрешность



ШКАЛА ОЦЕНКИ

«2» = 0–25

«5» = 81–100

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеев, Б. Систематический курс музыкального диктан­­та / Б. Алексеев, Д. Блюм.– М., 1969.

2. Ладухин, Н. 1000 примеров музыкального диктанта / Н. Ладухин.– М., 1983.

3. Белякова, Г. Мелодии с сопровождением для музыкального


диктанта и гармонического анализа / Г. Белякова.– М., 1989.

4. Блюм, Д. Гармоническое сольфеджио / Д. Блюм.– М., 1987.

5. Блок, В. Ладовое сольфеджио / В. Блок.– М., 1987.

6. Ладухин, Н. Одноголосное сольфеджио / Н. Ладухин.– М., 1983.

7. Драгомиров. Одноголосное сольфеджио / Драгомиров.– М., 1983.

8. Способин, И. Элементарная теория музыки / И. Способин.–


М., 1960.

9. Вахромеев, В. Элементарная теория музыки / В. Вахромеев.– М., 1963.



10. Хвостенко, И. Сборник задач и упражнений по элементарной теории музыки / И. Хвостенко.– М., 1963.
скачать файл



Смотрите также:
Экзамен по теории музыки и сольфеджио Письменный
92.74kb.
25 апреля 2008 Письменный экзамен по математике для поступающих в 8 класс ф/м
9.46kb.
Работа выполнена на кафедре теории музыки Нижегородской государственной консерватории (академии) им. М. И
281.98kb.
Урок музыки в 6 классе. Тема четверти : «В чём сила музыки?» Тема урока : в чём сила музыки Джулио Каччини? Эпиграф
48.92kb.
Журнал Общества теории музыки. №1
153.06kb.
Свеженцева юлия Ивановна Нравственно-эстетическое воспитание в российских кадетских корпусах
435.33kb.
Методическая разработка. Урок музыки. 8 класс Тема: «Новые направления в музыке. Возникновение рок-музыки. Ансамбль «Битлз» учитель музыки школа №92
150.8kb.
"В чем сила музыки Моцарта?"
82.49kb.
Методические рекомендации по выполнению задания: учебно-методическое пособие / Г. Т. Егораева. М.: Издательство «Экзамен», 2009. 349, [3] с.
43.56kb.
Аккомпанировать, аккомпанемент, мелодия, пьеса, гармония, композитор, оптимистический характер музыки, аккорд, мажорный, минорный
42.81kb.
Телефон в Москве: +7 499 461 70 33
61.61kb.
О подготовке учащихся к единому государственному экзамену
35.55kb.