voeto.ru страница 1
скачать файл

Тема: Дружба и друзья в лирике А.С. Пушкина

Цели:

- развитие эстетического вкуса старшеклассников, приобщение к историческому культурному наследию русской литературы на основе творчества А. С. Пушкина;

- развитие речевой деятельности, памяти и самостоятельности учащихся;

- напомнить о лицейских годах А. С. Пушкина, углубить материал, познакомить с термином.



Ход урока

1. Вступительное слово учителя:

“Становление пера” поэта происходило в лицейский период, тогда же произошло формирование его литературных вкусов и предпочтений. Значительную роль в этом процессе сыграли лицейские друзья Пушкина (Дельвиг, Пущин, Кюхельбекер). Во всем творчестве Пушкина актуальны темы дружбы и лицейского братства, на протяжении всей жизни в его лирике появляются образы друзей.

Жанр дружеского послания – один из типично “пушкинских”.

- Какой жанр мы называем посланием?


ПОСЛАНИЕ – произведение, которое написано в форме письма или обращения к реальному или воображаемому адресату.
В Древней Руси послание обычно адресовалось не одному человеку, а служило обращением к обществу. Жанр поэтического послания сформировался еще в древнеримской литературе. “Дружеское послание” было распространено в пушкинское время, В таких стихотворениях шел свободный, легкий разговор с другом, носивший доверительный характер.

- Кому А. С. Пушкин адресует свои послания?


 2. Анализ стихотворения «.

19 октября 1811 года был открыт Лицей в Царском Селе, в числе первых воспитанников которого были Вильгельм Кюхельбекер (Виля, Кюхля), Антон Дельвиг (Тося), Иван Пущин (Большой Жано), Александр Пушкин (Француз, Егоза).

Именно здесь стихи Александра Сергеевича обрели свою силу. Именно здесь родился Пущкин-поэт. Именно здесь появилось лицейское братство, верность которому было пронесено через всю жизнь.

31 мая 1817 года – первый выпуск. Окончена учеба в Лицее. Позже потомки назовут ребят этого выпуска по-разному: «Люди 19 октября», «Пушкинский выпуск».

Пути друзей разошлись, но каждый год 19 октября лицеисты старались быть вместе. «И последний лицеист будет праздновать 19 октября…» - любил повторять Пушкин.

Пушкин легко сходился с людьми самыми разными, и друзей у него было много, но дружба с И.Пущиным выделялась среди всех этих дружеских отношений своей серьезностью.



Сообщение 1. В мае 1820 года Пушкин был сослан на юг, и друзья расстались на целых пять лет. Они свиделись только зимой 1825 года, когда Пущину удалось навестить Пушкина в новом месте его ссылки, в Михайловском.

Вспоминая эту встречу, Пушкин писал:

……………...Поэта дом опальный

О Пущин мой, ты первый посетил;

Ты усладил изгнанья день печальный,

Ты в день его Лицея превратил.

В его стихах, обращенных к Пущину, всегда слышатся глубокие сердечные ноты. Интересен тот факт, что в стихах Пушкина имя Пущина всегда сопровождается ласковым «мой».

Еще во время учебы директор Лицея написал: «Иван Пушин – натура ясная, чистая, благородная, общий любимец лицеистов и профессоров». Пущин разделил участь своих товарищей-декабристов.

Пушкин отправил ему на каторгу в Сибирь послание, напоминающее о светлом времени лицейской дружбы.
Чтение стихотворения «И.И.Пущину».
Продолжение сообщения. 15 декабря 1825 года И.И.Пущин был арестован за участие в восстании на Сенатской площади и заключен в Петропавловскую крепость. Началось следствие, длившееся несколько лет. Пущин был причислен к первому разряду виновных и первоначально приговорен к смертной казни «отсечением головы». Потом казнь заменили каторгой.

А.С.Пушкина потрясла такая судьба. Его стихотворение – дружеская поддержка, человеческое участие в судьбе товарища.

Листок с посланием Пущин получил 5 января 1828 года уже в Сибири от А.Г.Муравьевой, которая привезла это послание из Санкт-Петербурга.

«Кажется, о нем сказано все, что только можно сказать о литературе и о человеке; а в то же время ясно, что не годы, не десятилетия – века к нему будут возвращаться снова и снова. И если даже мельчайшие факты великой жизни его окажутся когда-либо описаны до последнего, если не останется ни одной не найденной и не изученной строки, написанной им, - тогда и тогда у каждого русского человека… останутся и потребность и право еще раз высказать о нем то, что живет у каждого на душе. Сказать, как можешь и умеешь, но, конечно (а иначе и быть не может!), - от своего лица, по-своему». (Л.Успенский)


Каким же вы увидели А.С.Пушкина, познакомившись с его стихотворением?

1 группа. Пущин:

1. В Лицее. Влияние Пущина на будущее великого поэта.

2. Встреча в Михайловском.

3. Пущин-декабрист.

4. Чтение стихотворения “Мой первый друг…” наизусть.

Учитель: “…если бы я был на месте Данзаса, то роковая пуля встретила б мою грудь, я бы нашел средство сохранить поэта – товарища, достояние России”.



2 группа. Дельвиг:

Учитель: Антон Дельвиг – добродушный, медлительный, фантазер и тоже поэт. Он отправляет в редакцию журнала “Вестник Европы” пушкинскую рукопись стихотворения “К другу стихотворцу”. Именно Дельвиг возвестил миру о появлении нового поэта.

1. Дельвиг в Лицее.

2. Дружба поэтов после Лицея.

3. Чтение стихотворения “Дай руку, Дельвиг!. . ” наизусть.

3 группа. Кюхельбекер:

Учитель: О творчестве А. С. Пушкина говорим мы не в первый раз. И знаем восторженного, одержимого стихами, нелепого и трогательного “Кюхлю”. Кто он?

1. Закончил Лицей с серебряной медалью.

2. Пушкин и Кюхельбекер.

3. Кюхельбекер-декабрист.

4. Последняя встреча поэтов.

5. Чтение стихотворения “Разлука” наизусть.

Учитель: Тема дружбы звучит и в стихах Кюхельбекера.

И вот опять Лицея день священный;
Но уж и Пушкина меж вами нет.
Не принесет он новых песней вам,
И с них не затрепещут перси ваши;
Не выпьет с вами он заздравной чаши:
Он воспарил к заоблачным друзьям.

Вопрос: Обратите внимание еще раз на эпиграф. Для Пушкина дружба – это счастье, а почему горе?



4 группа. Уход лицеистов из жизни.

Вопрос: А какие мотивы звучат в стихах Пушкина?

Работа с доской.

1. Мотив братства (“Разлука”, 1817г)

2. Анакреонтические мотивы.

Анакреон – древнегреческий поэт, воспевающий в своих стихах любовь, вино, дружбу, радость жизни.

Эпикурейство, эпикуреизм (по имени древнегреческого философа Эпикура) – наслаждение жизнью, умение найти гармонию физического и духовного в жизни.

(“Мое завещание друзьям”, 1815г. )

3. Гражданские мотивы (“Во глубине сибирских руд…” 1827)

Учитель: Дружбу Пушкин понимал не только как отношения, возникающие между двумя людьми. “Дружество” для него – это целый круг людей, близких “по судьбе”, это “братство”, “наш союз”.



4. Анализ отрывка из стихотворения “19 октября” - манифеста дружбы.

5. Тест по теме (см. приложение).

6. Заключительное слово учителя: Дружеское участие, дружеская поддержка для Пушкина – высшие проявления человечности, требующие мужества, воли, готовности исполнить свой долг.

Вопрос: А как вы понимаете слово ДРУЖБА?

ТЕСТ
(кому посвящены эти строки?)
«Любви, надежды, тихой славы

Недолго нежил нас обман,

Исчезли юные забавы,

Как сон, как утренний туман…»

«О…! начертали

Мне музы мой удел;

Но ты ль мои печали

Умножить захотел?»

«Опомнимся – но поздно! И уныло

Глядим назад, следов не видя там.

Скажи, Вильгельм, не то ль и с нами было,

Мой брат родной по музе, по судьбам?»


«Они жрецы единых муз;

Единый пламень их волнует;

Друг другу чужды по судьбе,

Они родня по вдохновенью».


«Писатель нежный, тонкий, острый,

Мой дядюшка – не дядя твой,



Но, милый, - музы наши сестры,

Итак, ты все же братец мой.
скачать файл



Смотрите также:
Дружба и друзья в лирике А. С. Пушкина
57.25kb.
Билет 5 Вопрос 1 Философские мотивы в лирике А. С. Пушкина
84.48kb.
Экзаменационные билеты по литературе в 11 классе. Билет № «Слово о полку Игореве»- призыв к единению Русской земли
33.87kb.
Темы контрольных сочинений по творчеству А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова А. С. Пушкин. Лирика
103.52kb.
Продюсер шоу Кеннет Фелд 23 декабря в зале
92.76kb.
Классный час во 2 классе Классный руководитель 2 класса
149.72kb.
Классный час в 1 «А» классе по теме: «дружба чудесное слово»
43.85kb.
“Друзья мои, прекрасен наш союз!”
37.47kb.
М. Ю. Лермонтов и Дж. Байрон. Тема Байрона в лирике Лермонтова. Лермонтов переводчик Байрона
48.3kb.
Философская лирика А. С. Пушкина
167.03kb.
Поэма А. С. Пушкина «Кавказский пленник»
156.14kb.
Урок по произведению А. С. Пушкина
46.91kb.