voeto.ru страница 1
скачать файл

Доклад к презентации по теме «Развитие интереса к экспериментально-исследовательской деятельности у детей подготовительной к школе группы»
Актуальность проблемы

В Концепции дошкольного воспитания в графе «Воспитание дошкольников» обозначено, что личностно ориентированная модель взаимодействия взрослого с ребенком исходит из кардинально иной трактовки процессов воспитания: воспитывать – значит приобщать ребенка к миру человеческих ценностей. В формировании отношения к «рукотворному миру» в первую очередь отводится воспитанию познавательных ценностей – «у ребенка побудить потребность в новых знаниях, расширить его собственный опыт за счет приобщения к тому, что известно другим; перед ним приоткрывается значимость учения».

Подъяков Н.П., Савенков А.И., Петровским В.А. и др. считают, что исследовательское поведение для дошкольника – главный источник получения представлений о мире.

____________________________________________________________________



Цель проекта – разработать методические рекомендации развития интереса к экспериментально-исследовательской деятельности у детей подготовительной к школе группы.

______________________________________________________



Задачи проекта:

1. Проанализировать научно-методическую литературу по вопросу опытно-исследовательской работы с дошкольниками.

2. Подобрать диагностический материал по выявлению уровня формирования опытно-исследовательской деятельности у детей подготовительной к школе группы.

3. Разработать методические рекомендации развития опытно-исследовательской деятельности у детей в подготовительной к школе группе.

________________________________________________________

Срок реализации проекта – 2012-2013 учебный год
Участники проекта – воспитанники МАДОУ ЦРР детского сада № 223
Образовательная область – познание, в интеграции с другими областями: социализация, коммуникация, художественно-творческая деятельность, чтение литературы.

_____________________________________________________


Анализ научно-методической литературы по направлениям:

-Основные факторы развития исследовательской деятельности у дошкольников

-Анализ современных программ по развитию исследовательской деятельности в дошкольных учреждениях
Основными факторами развития исследовательской деятельности ведущие педагоги и психологи К. Н. Венцель, Н. Н. Подъяков, М. Н. Махмутов, Т. М. Бондаренко, С. Н. Николаева, А. И. Савенков и др. считают, что для формирования интереса нужны все компоненты «поисковой деятельности»:

а) возникновение в ходе деятельности недоумения и вопроса у самого ребенка;

б) постановку и принятие ребенком задачи для самостоятельного

(или совместного с воспитателем) решения;

в) организацию поиска решения задачи, который проходит через ряд преодолимых трудностей и приводит к положительному результату;

г) решение задачи (учебной, трудовой, внеклассной и т. д.) И показ перспективы данной работы, вызывающей новые вопросы и ставящей новые задачи для решения, благодаря чему интерес становится неисчерпаемым и все более стойким.

А. И. Савенков, указывая на факторы развития исследовательского поведения подчеркивал, что главный путь поддержания и развития исследовательского поведения – максимальное снижений ограничений на исследование. Для того, чтобы исследовательское поведение у детей развивалось, они должны иметь много возможностей для свободной, полной фантазии, конструктивной деятельности, которые свойственны детям. И практически все окружающие ребенка предметы таят в себе большие возможности для развития навыков и умений исследовательского поиска. Это такие виды деятельности, как игры и игрушки, изобразительная деятельность, общение, изучение природы.

Одним из факторов развития исследовательского поведения является окружающая предметно-развивающая среда. Предметное окружение должно обеспечить ребенку психологическую защищенность. Важным аспектом являются конкретные рекомендации по созданию в образовательном учреждении различных «пространств» для разных видов деятельности взрослых и детей.


_______________________________________

Для диагностического обследования был отобран методический материал авторов Т.И. Бабаевой, О. В. Киреевой - диагностическая ситуация «Перевертыши», где цель – выявление знаний детей о плавучести тел в воде. И проективную методику «Сахар» (Л.Н. Прохоровой), где цель – выявить умение анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и стороны, сопоставлять различные факты (представления о свойствах веществ растворяется в воде, и изменять ее вкусовые качества), умение рассуждать и аргументировать собственные выводы.


___________________________________



Методика диагностики

диагностической ситуации «Перевертыши»

1 часть ситуации: знакомство ребенка с проблемой и постановка перед ним задачи самостоятельно исследовательского поиска решения проблемы в условиях экспериментирования:

- выдвижение ребенком предположения (гипотезы) по поводу возможного пути решения проблемы;

-самостоятельное практическое решение ребенком проблемы через экспериментирование с помощью различных средств (предметов, материалов, инструментов).

2 часть ситуации: ребенку представляется возможность самостоятельно продолжать аналогичное исследование путем экспериментирования с новым материалом, предметом, инструментами по желанию ребенка.

3 часть ситуации: проводится итоговая беседа с ребенком, выявляющая интерес к экспериментированию и осознание результатов его исследовательской активности.

_________________________________



Показатели оценки

-интерес к экспериментированию и исследовательскому поиску решения проблемы;

-самостоятельность, инициативность в поисковых действиях;

способы решения проблемы (выбор привычных способов деятельности, новых, комбинированных, с элементами творчества);

- результативность (результат адекватной цели, частичный результат, отсутствие результата);

настойчивость, вариативность исследовательского поиска;

- эмоционально-положительное отношение к экспериментированию.

_____________________________________

Входная диагностика позволила выявить уровень сформированности исследовательской активности у детей подготовительной к школе группы в начале учебного года: по проективной методике «Сахар» средний уровень имеют 20 детей - 77%, а 6 детей – 23% имеют низкий уровень. По диагностической ситуации «Перевертыши» так же нет высокого уровня. Средний уровень имеют 17 детей – 65% и уже 9 детей - 35% имеют низкий уровень. Общий уровень исследовательской активности выводился как средний показатель результатов данной методики.

Таким образом, 1/3 часть группы имеет низкий уровень, 2/3 часть средний, а высокого уровня нет. Поэтому дети подготовительной к школе группы нуждаются в разработке методики по формированию исследовательской активности.

________________________________________________


Анализ предметно-развивающей среды по следующим показателям:

-наличие места в группе для самостоятельного детского экспериментирования;

-количество, качество и разнообразие материалов для проведения исследований;

-соответствие материалов возрастным особенностям и интересам дошкольников (мальчиков и девочек);

-обеспечение свободного доступа детей к материалам;

- динамика обновления материалов экспериментирования;



  • наличие стенда для наглядной

  • демонстрации продуктов

  • экспериментальной деятельности детей.

_______________________________________

Результат анализа предметно-развивающей среды

В кабинете у методиста есть необходимое оборудование для лаборатории; экспериментирование в группе проходит в рамках наблюдений и экспериментальных опытов в экологической зоне.



Таким образом, предметно-развивающая среда так же имеет место для включения в планирование развития опытно-экспериментального интереса и активности у детей подготовительной к школе группы.

___________________________________

Развитие исследовательского интереса и активности у детей подготовительной к школе группы подразумевает воспитательно-образовательную деятельность по четырем направлениям:



1. Работа с детьми (обучающая, развивающая, воспитывающая, индивидуальная, малыми группами,

в интеграции с образовательными областями: познание, социализация, коммуникация, безопасность, труд

2. Организация предметно-развивающей среды (наличие места, разнообразного материала в соответствии с возрастом и интересам гендерной характеристики, свобода его доступа, динамика обновления).

3. Консультативная работа с родителями (индивидуальная, групповая, стендовая, коммуникативная, партнерско-деловая и т.п.)

4. Самообразование (изучение научно-методической литературы, анализ художественно-познавательной литературы, накопление картотеки видео, аудио- записей…

______________________________________________



Принципы воспитательно-образовательной деятельности в работе с детьми

-личностно ориентированное общение (сотрудничество, патрнерство, свобода высказывания своего мнения, деловая активность поведения).

-исследовательская деятельность по сюжетно-игровым ролям, где каждый член исследовательской группы имеет свою должность, т.е. выполняет игро-трудовую роль (научный руководитель группы, экспериментатор, секретарь – лаборант, эксперт и т.п.).

-динамика обновления предметно-развивающей среды



(папка исследователя, сбор информации, подготовка экспериментального материала).

  • исследовательского проектирования с

презентацией и акцентированием на авторство.

  • атмосфера радости открытий

(словесное поощрение, присвоение звания - академик)

__________________________________

Работа с детьми проходила в два этапа: тренировочные исследовательские мероприятия; самостоятельные исследования воспитанников.

Тематика планирования опытно-исследовательской деятельности соответствовала дидактическому принципу – постепенного усложнения, научности информации.

Например, в данной работе рассматривались такие темы на первом этапе:

Серия экспериментов наблюдений по теме «Вода»

Серия экспериментов-наблюдений «Воздух»

Серия «Свет, цвет»

Эксперименты по теме «Магниты, магнетизм»

Эксперименты по теме «Электричество»

Эксперименты по теме «Притяжение»

Серия экспериментов по теме «Звук»

Эксперименты по теме «Тепло»

Эксперименты по теме «Земля, Космос»

________________________________________

На втором этапе работа с детьми имеет самостоятельный характер и тематика планирования направлена на рукотворный мир, сделанный руками человека из природных и искусственных материалов, где результатом педагогической деятельности являются: создание музеев вещей, выставки творческих работ детей и совместных работ (детей со взрослыми).


Темы:

Рукотворный мир

Серия экспериментов на анализ свойств материалов:


  • Мир ткани

  • Мир металлов

  • Мир пластмасс

Серия экспериментов и творческих работ:

  • Парашют – зонтик

  • Лодка

  • Магнитные волны

  • Часы

  • Фонтан

  • Макет «Вулкан»

  • Автомобиль будущего

  • Покорение космоса.

_______________________________

Педагогическую деятельность в процессе развития исследовательской активности у детей подготовительной к школе группы я начала с создания и преобразования предметно-развивающей среды, которая проходила в тесном партнерстве с родителями и сотрудниками детского сада:

- Организовала место называемое «лабораторией» с набором исследовательских приборов: микроскоп, штативы с пробирками, колбы разных форм и размеров, игры для препарирования, чашки Петри, набор луп, магниты, мерные стаканчики, пипетки, спринцовки, компрессор, аналитические весы с гирями, батарейки, провода и т.д. При этом, были выдержаны принципы доступности материала для дошкольников, доступности для самостоятельного использования. Оборудование находиться в коробочках, обозначенных картинкой-моделью для каких экспериментов данное оборудование может пригодиться.

- Разработала папки исследования (по принципу А.И. Савенкова): на лист картона наклеены небольшие кармашки из плотной белой бумаги. На каждом кармашке – изображение метода или действия исследования. В эти кармашки дети вкладывают свои пиктографические записки. На них записывается и фиксируется вся собираемая информация. Для этого каждый ребенок получает небольшое количество листочков и ручку (карандаши или фломастеры).

- Изготовлены академические мантии и четырехуголки для презентации эксперимента, халаты для членов исследовательской группы, фартуки экспериментаторов.

- Словари с новыми словами, их обозначениями и иллюстрациями.

_______________________________

Первый этап обучения – тренировочные исследовательские образовательные мероприятия малыми подгруппами, структура которых следующая:



  1. Выбор темы: карточки с разными изображениями выстроили линию из карточек (алгоритм исследовательских действий): «подумать», «спросить у другого человека», «понаблюдать», «провести эксперимент», «посмотреть в книгах», «посмотреть по телевизору» (имеется ввиду видеофильм или компьютер). Дети предлагали и другие варианты: позвонить по телефону специалисту, спросить у папы, мамы, бабушки, сходить на экскурсию и т.д.

2. Сбор материала. Зашифровка информации с помощью моделирования, знаков символов, схем.

Следующее действие это распределение ролей между участниками эксперимента:

- руководитель группы, который имеет папку исследования и определяет алгоритм действий.

- экспериментаторы, которые проводят экспериментальные и преобразовательные действия.

- секретари - лаборанты, которые записывают (зарисовывают) действие и его результат.

- эксперты, которые анализируют записи секретарей и делают умозаключение, вывод, вынося его на обсуждение всей исследовательской группы.

3. «Подумать», где результатом является создание идеи, выдвижение гипотезы.

4. «Спросить у другого человека» – сформировать у детей умение задавать вопросы. В этой работе мы опирались на игровые стихотворения, например, стихотворение Р. Киплинга в переводе А. Маршака:

Есть у меня шестерка слуг

Проворных, удалых,

И все, что вижу я вокруг,

Все знаю я от них.

Они по зову моему

Являются в нужде,

Зовут их Как и Почему,

Кто, Что, Когда и Где.

Дети задавали такие вопросы – Чем Коля полет? Что Поля полет? Сколько времени спит Соня? Что нарисовать лучше круг или спасательный жилет?

Так же использовался смешной детский словарик, содержащий массу ошибок, и дети исправляли их в ходе проведения специального коллективного занятия. Этот список взят из книги К. И. Чуковского «От двух до пяти»:

Строгашек – то, чем строгают.

Копатка – то, чем копают.

Колоток – то, чем колотят.

Цепли – то, чем цепляют.

Вертуция – то, что вертится.

Лизык – то, что лижет.

Мазелин – то, чем мажут.

Кусарики – то, чем кусают.

Дети с удовольствием не только исправляют словарик, но и пополняют его:

Фантазер – тот, кто пускает фонтаны.

Прогульщики – те, кто ходит на прогулку.

И еще использовались дидактические игры типа «Вопросы и ответы»:

Говорите вы в ответ

Только «да» и только «нет».

У луны горячий свет?

Повар шьет себе обед?

Мчат по морю поезда?

А посуше никогда?

Надо брать в кино билет?

У луны холодный свет?...

5.«Узнать из книг» рассматривали иллюстрации к цветным энциклопедиям. Затем фиксировали информацию на карточках.

6. «Наблюдения и эксперимент» по тематически-перспективному плану. На этом этапе работы дети во время постановки экспериментов знакомились с названиями оборудования лаборатории.

7. Обобщение материалов.

Рассматривая и анализируя собранную информацию (факты) дети рассуждали о том, что нового и интересного они узнали, продумывали что могли бы рассказать по результатам проведенного исследования.

8. Сообщение (презентация). Как только вся информация была обобщена, назначалась дата пресс – конференции, или простой презентации. Продолжая игровой сюжет, были сшиты мантии и академические головные уборы для детей, чтобы усилить значимость момента и сделать игровую ситуацию более концентрированной. Наши исследователи делали сообщение – «Доклад о воде». В другой раз это был «Проект: воздух».

После выступления исследователей было устроено обсуждение их доклада, где слушатели задавали им вопросы.

________________________

Познакомив детей с общей схемой деятельности, предстоял процесс совершенствования исследовательской деятельности - второй этап работы с детьми. Он начинался тогда, когда дети освоили алгоритм действий. Самостоятельные исследования воспитанников я проводила в той же последовательности:

1. Подготовка. Для этого понадобились вновь карточки с изображением тем будущих исследований. Потребовалось каждому ребенку папка исследования. На лист картона наклеиваются небольшие кармашки из плотной белой бумаги. На каждом кармашке – изображение действия исследования. В эти кармашки дети вкладывали свои пиктографические записки. На них записывалось и фиксировалась вся собираемая информация. Для этого каждый ребенок получил небольшое количество листочков и ручку (карандаши или фломастеры).

Выбрав тему, дети получили специальную «папку исследователя» и листочки для сбора информации. В данной ситуации план исследования у нас уже был дан и зафиксирован на кармашках папки.

2. Проведение исследования. На этом этапе в исследовательский поиск вовлекалась вся группа. Образовательные мероприятия начинались с выбора тем исследований.

Вооружившись всем необходимым, каждый ребенок (или группа детей) начинает действовать самостоятельно. Задача – собрать нужную информацию, использовав возможности всех доступных источников; обобщить ее и подготовить собственный доклад - презентацию. Все это имело временной лимит - в рамках одного занятия.

Дети работали самостоятельно, изучали все, что связано с выбранной темой. Моя роль на данном этапе - консультант, помогая тем, кто нуждается в помощи. В общении с детьми была использована личностно-ориентированную модель общения. Взаимодействие взрослого с ребенком на позиции «на равных», обеспечивали нам контакт и свободу одновременно. Ребенок на этом этапе полностью самостоятелен и работает на уровне взрослого.

3.Сообщение – презентация так же подготавливалось ребенком самостоятельно. Обсуждение доклада, как правило, носило активную форму, так как к докладам своих сверстников относятся иначе, чем к словам педагога. В этих условиях они легко и естественно включаются в спор, задают вопросы, делают поправки, если не согласны.


Результат самостоятельной совместной исследовательской деятельности:
*создание мини-музеев

*организация выставки продукции (макетов, моделей и т.п.).

_______________________________________

Работа с родителями на первом этапе, как правило, носила консультативные формы педагогической деятельности:

- консультации по налаживанию взаимоотношений с детьми в процессе вопросно-ответного общения

- консультации, обучающие взрослых принимать участие в процессе экспериментальных действий по заданиям воспитателя или желанию ребенка (оказание необходимой помощи, отвечать на вопрос, наводящими вопросами и т.п.)

- консультации к активности исследовательского наблюдения в процессе целевой прогулки, обычной ходьбы от детского сада до дома (Что можно увидеть? Что можно рассказать?)

_____________________________________

Вторая часть работы с родителями подразумевала активное партнерство и взаимодействие взрослого коллектива. Для этого была выбрана группа активистов-единомышленников, которая в последствие называлась «Группа поддержки». Задачи, которой являлись следующие:

- приобщать к активному участию в подготовке экспериментальных мероприятий (оборудование, материалы, эмоциональная поддержка).

- совместно организовывать выставок творческих и экспериментальных работ детей, совместных работ.

- приобщать к участию в обсуждениях и анализе совместных исследовательских экспериментов (касающих научной достоверности, исторических фактов)

- приобщать к подведению итогов исследовательской деятельности детей по отработанной теме и планирования коррекционной и развивающей работы с детьми.

____________________________________--

Работа по самообразованию проводилась в соответствии с потребностью в знаниях и умениях:

- анализ научно-методической литературы по использованию экспериментальных заданий (темы, структуры); по организации предметно-развивающей среды; по методике организации опытно-экспериментальных действий;

- анализ научно-художественной литературы для отбора экспериментальных заданий и задач: детские энциклопедии, природоведческий атлас, художественная литература с документальной достоверностью (Е. Чарушина, К.И. Чуковского «От двух до пяти», Паустовского, Одоевского и др.) для грамотной подачи детям в доступной форме в соответствии с возрастными возможностями умственного восприятия;

- самоанализ по тестам, определяющим исследовательские способности, организаторские способности взрослых;

- коррекционные мероприятия по самосовершенствованию на основе тестовых заключений.

___________________________________

Итоговая диагностика проводилась по тем же методикам. Результаты анализа диагностического материала показали следующее: по проективной методике «Сахар» уже 9 детей – 35% имеют высокий уровень, средний уровень имеют 17 детей - 65%, а низкий уровень никто не имеет, что говорит о хорошей динамики развития анализа и сопоставления фактов в процессе исследовательской деятельности. По диагностической ситуации «кораблекрушение» (введенной вместо «перевертыши») так же теперь нет низкого уровня. Высокий уровень уже у 14 детей - 54% и 12 детей - 46% имеют средний уровень, что доказывает хорошую динамику развития исследовательской активности и интереса у детей подготовительной к школе группы в конце года.

_________________________________________

Делая сравнительный анализ данных диагностического обследования, можно сказать, что произошла существенная динамика развития исследовательского интереса у детей в подготовительной к школе группы, так как высокий уровень к концу учебного года увеличился на 53%, а низкий уровень уменьшился на 35%.

2012-2013 год 2011-2012 год

___________________________________

Определяя эффективность проводимых мероприятий по развитию исследовательской активности у детей подготовительной к школе группы был проведен сравнительный анализ заключительных диагностик: воспитанников этого учебного года (2012-2013г.г.), прошедших разработанную методику развития исследовательского интереса и активности, с диагностикой воспитанников подготовительной к школе группы прошлого учебного года (2011-2012г.г.)

Анализ показал, что к концу учебного года у детей, занимающихся по разработанной методике высокий уровень интереса к исследовательской деятельности сформирован на 45% больше, чем у детей подготовительной к школе группы прошлого года. Также есть динамика и в количестве низкого уровня, где у детей, занимающихся по разработанной методике низкий уровень отсутствует, а в прошлом году у одного ребенка был низкий уровень (4%).

_________________________________
Результат проекта
Таким образом, можно сказать, что в ходе педагогической деятельности были разработаны методические рекомендации развития исследовательского интереса у детей подготовительной к школе группы:

1. Были отработаны методические приемы, позволяющие в процессе педагогического эксперимента обеспечить успешное усвоение детьми экспериментальной методики, для овладения программы знаний и навыков:

- ведение специальной «Папки исследователя»;

- ведение записей идей и результатов исследования;

- умение задавать вопросы и собирать необходимый материал.

- наблюдение и экспериментирование;

- создание условий организации практического ознакомления с неживой природой.

- умение обобщать и самим делать доклады о результатах исследования.

2. Разработаны методические рекомендации формирования интереса к опытно-исследовательской деятельности у детей подготовительной к школе группе:

- выработать единые воспитательно-образовательные требования в развитии опытно-экспериментального интереса и активности у детей с помощью взаимодействия детей, родителей, воспитателей;

- делать мобильной предметно-развивающую среду, способной разворачиваться в любом пространственном месте (в группе, на улице, дома);

- в исследовательскую деятельность вводить ролевое распределение, придавая игро-трудовую деятельность, ориентируясь на социально значимые профессии и гендерную идентификацию;

3. Разработан перспективно-тематический план работы с детьми, работы с родителями, работы по самообразованию, организации предметно-развивающей среды.

4. Сформирован интерес к опытно-исследовательской деятельности у детей подготовительной к школе группы, дети:

- Проявляют разнообразные познавательные интересы к миру вещей и предметов.

- Проявляют познавательный интерес к миру социальных отношений и своему внутреннему миру.

- Понимают суть происходящего и нового.

- Любят экспериментировать.

- Проявляют яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.

- Стремятся самостоятельно экспериментировать для получения нового знания, решение проблемы.

- Способны к мысленному экспериментированию, рассуждают, выдвигают и проверяют гипотезы.

- Самостоятельно получают информацию из наблюдений, рассказов.

__________________________________________

Выводы
Таким образом, разработанные методы работы с детьми и взрослыми, являются эффективными и способными

развить интерес и активность в опытно-экспериментальной деятельности у детей подготовительной к школе группы, сформировать стойкие навыки проведения наблюдательности и экспериментирования, научить задавать вопросы и собирать необходимый материал, а главное быть более уверенными в себе и отстаивать свою точку зрения.

Преимущество данной методики в том, что ее можно использовать более широко в других образовательных мероприятиях дошкольных учреждений.




скачать файл



Смотрите также:
Доклад к презентации по теме «Развитие интереса к экспериментально-исследовательской деятельности у детей подготовительной к школе группы»
189.37kb.
Развитие творческих способностей в начальной школе
33.33kb.
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию для детей подготовительной группы
58.07kb.
Составитель М. А. Кобцева воспитатель 2013 г
173.58kb.
Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной группы
55.82kb.
«Развитие творческих способностей обучающихся через организацию исследовательской деятельности на уроках математики»
118.35kb.
«Развитие математических способностей у детей 5 – 7 лет групп компенсирующей направленности в игровой деятельности». Скарюкина Ирина Геннадьевна Воспитатель группы компенсирующей направленности мбдоу «Детский сад комбинированного вида №13
82.35kb.
Конкурс педагогического творчества
52.54kb.
Конспект познавательного занятия для подготовительной к школе группы
47.1kb.
«Развитие вкуса и эстетических способностей детей»
561.65kb.
Анализ воспитательной работы школы за 2008-2009 учебный год
481.71kb.
Формирование у студентов навыков исследовательской деятельности для решения задач по духовно-нравственному и музыкально-эстетическому воспитанию обучающихся и осуществлению культурно-просветительской деятельности
135.9kb.