voeto.ru страница 1страница 2
скачать файл
Консультация для педагогов:

САМОЧУВСТВИЕ РЕБЕНКА В ШКОЛЕ

Для того чтобы оценить, насколько безопасно чувствует себя ребенок в классе, можно использовать такие методы.



Наблюдение за детьми. Некоторые особенности поведения, связанные с чувством страха, были описаны выше. При наблюдении за ребенком нетрудно уловить признаки смущения, неловкости — он говорит тихим голосом, избегает глазного контакта, переминается с ноги на ногу, теребит одежду, сосет палец или держит руки во рту.
Частые опоздания и прогулы ученика могут свидетельствовать о том, что он избегает находиться в классе. Немало полезной информации об эмоциональном состоянии учащихся дают наблюдения над позой, которую он принимает в тех или иных ситуациях. Так, скрещивание рук и ног во время общения является защитной реакцией. Прикрывание рта рукой во время слушания свидетельствует о том, что человек не доверяет говорящему. Сжатые кулаки указывают на состояние враждебности

Беседы с родителями. Учителю стоит выяснить, любит ли ребенок ходить в школу, что он рассказывает о своем классе. Часто ли он жалуется на недомогания после школы или по утрам. Как ребенок готовит уроки: делает это самостоятельно или с помощью родителей.

Анкетирование учащихся. Можно попросить детей ответить на вопросы анкеты. При этом необходимо предупредить, что ответы не станут известны одноклассникам.

Анкета

1. Я боюсь, что ребята будут смеяться надо мной, когда я отвечаю у доски (да, нет).


2. Независимо от того, что происходит в моей жизни, когда я вхожу в класс, я чувствую себя лучше (да, нет).
3. У меня часто болит живот или голова, часто мне кажется, что я вот-вот заплачу (да, нет).
4. В моем классе есть человек, которому я могу рассказать о своих проблемах (да, нет).
5. Я знаю, что в моем классе никто не сделает мне больно (да, нет).
6. Я уверен, что мой учитель будет любить меня, даже если я сделаю ошибку (да, нет).
7. Мне известны правила, которые нужно соблюдать в школе. Я знаю, что будет, если я их нарушу (да, нет).
8. Я боюсь, что мои одноклассники будут меня дразнить за мою внешность (да, нет).

Так как анкета преследует цель выяснить, насколько безопасно ребенок чувствует себя в школе, не стоит обсуждать с ним ответы на вопросы. Тем более недопустимо явно или неявно упрекать его за них. Высказывания типа «Как же ты мог написать, что я тебя не люблю» приведут к тому, что в последующем он будет давать ожидаемые и поощряемые, а не правдивые ответы, осознав, что говорить правду о своих чувствах — значит нарваться на неприятности.
После того как учитель проанализирует ситуацию в классе, необходимо предпринять шаги для того, чтобы дети чувствовали себя более комфортно. Через какое-то время можно повторить анкетирование, чтобы убедиться, насколько эти шаги были эффективны.

ДОМ РОДНОЙСамым безопасным местом для человека, как правило, является его дом. Мы говорим: «Будьте как дома», «Не чувствуйте себя в гостях». Чем отличается наш дом от любого другого места? Это то пространство, где человек в максимальной степени может проявить свою индивидуальность. В доме, в семье существуют обычаи и ритуалы, которые сближают членов семьи. У семьи есть своя история, которая передается ее членам и дает ощущение принадлежности именно к этому дому.
Для того чтобы класс, школа стали тем местом, где дети чувствуют себя как дома, учитель может использовать такие приемы. Участие детей в организации общего пространства, создании «дизайна» класса
Прежде всего стоит обсудить с детьми, как можно сделать классную комнату более привлекательной, удобной и приятной. Часть идей может быть реализована быстро (например, по-другому поставить мебель, сделать уголки для игрушек, цветов, повесить картины), другие потребуют дополнительных средств и больших усилий (покрасить стены в определенный цвет, сделать другое покрытие на пол, что-то купить в класс). Следует обсудить с детьми, насколько реалистичны их предложения, что-то можно запланировать на будущее. Создание правил класса
По мнению одного из наиболее авторитетных представителей гуманистической психологии — А. Маслоу, необходимым условием для ощущения защищенности и безопасности является наличие правил, по которым функционирует группа или общество. Эти правила должны быть понятны людям, приниматься ими. Кроме того, известными должны быть и последствия, к которым приводят нарушения этих правил. Дети должны иметь возможность принять участие в создании правил своего класса. Создание «Дневника класса»
Нужно предоставить возможность каждому ученику и учителю написать что-то о себе, например, на тему «Что я люблю и чего я не люблю». Эти записи надо поместить в специальный альбом под фотографией каждого ребенка. Туда же поместить фотографию всего класса. Этот альбом можно дополнять рассказами детей о жизни класса и фотографиями. Важно, чтобы учитель и дети принимали равное участие в создании подобного дневника. Лучше всего использовать такой альбом, в который можно вставлять дополнительные листы в любое место — ведь в классе могут появляться новые ученики. Кстати, стоит продумать и ритуал принятия новых учеников — рассказать им о правилах класса, показать «Дневник» Совместные прогулки, походы, экскурсии
Подобные мероприятия очень сближают учеников и учителя. При этом важно не забывать о тех, кто по какой-то причине не смог пойти или поехать вместе со всеми. Может быть, стоит привести им какой-то сувенир, прислать открытку, бросить за них монетку, чтобы вернуться в это место всем вместе (и сфотографировать этот момент). Короче говоря, дать им почувствовать, что о них

не забыли, что они, несмотря ни на что, — члены нашего класса. Проведение «Дней класса»
Один из наиболее удачно проведенных вместе дней может стать «Днем класса». Стоит придумать вместе с детьми специальные ритуалы для этого дня и


занести их в «Правила класса». Создание атмосферы уважения
Мы живем в многонациональной стране. Уважение к традициям, обычаям, ценностям и истории каждого народа — обязательное условие нормального общения. Знакомство с традициями других народов можно начать, например, с дегустации блюд национальной кухни. За вкусным столом и рассказы об истории, обычаях, праздниках будут восприниматься совсем иначе. Кстати, это хороший повод, для того чтобы привлечь родителей, бабушек и дедушек к участию в жизни класса. Может быть, есть смысл в дальнейшем «привязать» такие встречи к национальным праздникам.


Круглый стол.

Тема:«Изучение и анализ мирового опыта работы в экстремальных ситуациях в частности суицидального поведения»

Цель: повысить уровень знаний и навыков работы педагогов по данной теме.

Задачи: 1) рассмотреть основные концепции по данной проблеме;

2) акцентировать внимание на том, что больше половины случаев суицида приходится на подростков;

3) разработать комплексную программу по профилактике суицида.

Оснащение: 3 ватмана, маркеры, листы бумаги, скотч, доска.

Ход Круглого стола:


  1. Приветствие. Организационный момент: «Как вы оцениваете свою работоспособность?» (5 минут)

  2. Разминка. Упражнение «Антоним». (10 минут)

  3. Теоретическая часть: «Изучение и анализ мирового опыта практических психологов в экстремальных ситуациях, в частности суицидального поведения». (15 минут)

  4. Практическая часть: «Кругосветка». Работа по созданию комплексной программы по профилактике суицида (работа по группам: родители, учителя, дети). Выступление групп. (30 мин).

  5. Подведение итогов. (5 минут).

  6. Рефлексия. (10 минут)

  1. Игра«Оцени свою работоспособность?»

Цель: снятие психологического и физического барьеров.

Всем участникам предлагается оценить свою работоспособность по 5-ти бальной системе. Например, «я чувствую себя на 3 балла, потому что сегодня не выспался».

2. Упражнение«Антоним».

Участники становятся в круг. Ведущий кидает мяч любому участнику и называет какое-нибудь состояние или чувство. Участник, поймавший мяч, называет антоним, т.е. противоположное состояние или чувство.(например, грустный – веселый). Далее, он кидает мяч следующему участнику, называя другое состояние или чувство. Поймавший мяч, отвечает антонимом и т.д. (добрый – злой, уверенный – неуверенный, уравновешенный – неуравновешенный и др.)



  1. 3. Теоретическая часть.

Мини – лекция.

  1. Работа по группам.

У каждого участника есть программа круглого стола. Ведущий предлагает разделиться на группы по цвету программы. Тот, у кого белые программы размещаются за стол с белой пирамидкой. Участники с зеленой программой,

размещается за стол с зеленой пирамидкой. С синими программами садятся за стол с синей пирамидкой.

Участникам предлагается разработать комплексную программу по профилактике суицида. В течение 15 минут каждая группа определяет основные направления работы по данной теме: «белые» – работа с учащимися, «синие» – работа с педагогами, «зеленые» – работа с родителями. Далее группы обмениваются ватманами (разработанными программами). Каждая группа знакомится с разработкой предыдущей группы, обсуждает, вносит свои дополнения. И так до тех пор, пока в группу не вернется своя программа. После этого каждая группа защищает свою программу.

Обсуждение.



  1. 5. Подведение итогов.

Задача взрослых – забота о психическом здоровье – внимательно и бережно относиться к внутреннему миру ребенка, к его чувствам, переживаниям, увлечениям, интересам, способностям и знаниям, его отношению к себе, сверстникам, взрослым, к окружающему миру, происходящим семейным и общественным событиям, к жизни как таковой.

Маслоу считал, что психически здоровым может считаться человек, у которого сложились все основные группы потребностей: физиологические – сон, еда; первичные психологические потребности – безопасность и защита, любовь и привязанность, признание и оценка; высшая психологическая потребность в самоактуализации. Если не удовлетворен нижний слой потребностей, то происходит фиксация на этом слое, а верхние слои блокируются, выключаются.

6. Рефлексия.

На доске лист ватмана с изображением двери. На столах лежат конверты с «ключиками» и «замками».

Ведущий спрашивает у участников, полезными ли оказались для них полученные знания. «Если сегодняшний Круглый стол для Вас был полезным, интересным, то, Вы, пожалуйста, возьмите ключик. Приклеивая его на изображенную дверь, озвучьте, что для Вас было самым интересным и полезным. Приклеивая на «дверь» замок, отметьте те моменты, вопросы, которые остались для Вас непонятными».

Каждый участник круглого стола высказывает свою точку зрения в отношении поставленной проблемы.



Консультация для педагогов

Профилактика конфликтных ситуаций
и работа с ними


Один молодой воин пришел к мудрому пожилому человеку и спросил его:
— О, мудрец, раскрой мне тайну жизни. В чем разница между небесами и адом?
Мудрец задумался и ответил:
— Ты глупый молодой человек. Как невежда, подобный тебе, может понять такое?
Услышав это, молодой воин рассвирепел.
— Да за такие слова я готов тебя просто убить! — заорал он и достал меч из ножен, чтобы покарать мудреца.
В это же мгновение мудрец сказал:
— Вот это и есть ад.
Услышав эти слова, воин убрал меч в ножны.
— А вот это и есть небеса, — заметил старик.
Восточная притча

КАК ПОССОРИЛИСЬ А и Б

Когда люди думают о конфликте, они чаще всего ассоциируют его с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью, войной и т.п. Бытует мнение, что конфликт — явление всегда нежелательное, что его надо по возможности избегать или, как только он возникнет, немедленно разрешать.


Это, кстати, происходит примерно так: сначала возникает конфликтная ситуация — нечто само по себе безобидное до поры до времени. Просто между субъектами А и Б — учениками, классами, школами — намечается различие позиций, мнений, целей, интересов. Затем А и Б осознают свои интересы, потом — препятствия к их осуществлению; еще через некоторое время А приходит к выводу, что упомянутые препятствия связаны с Б, и наоборот.
Наконец наступает пора действий друг против друга — именно с этого момента и разражается конфликт. Таким образом, под конфликтом мы понимаем столкновение несовместимых, противоположных позиций и взглядов, которое связано с негативными переживаниями (хотя, как и у многих понятий, у конфликта имеется множество определений и толкований).
У всех конфликтов есть несколько причин. Основными причинами конфликта являются:
• неэффективная коммуникация;
• личностная и профессиональная установка при взаимодействии;
• недостаточное знание психофизиологических особенностей партнера (особенно подростка);
• неумение оказывать и принимать поддержку;
• низкий уровень саморегуляции;
• различия в целях, в представлениях и ценностях;
• поведенческие особенности и стереотипы поведения;
• различия в уровне знаний и жизненного опыта и т.д.
В данном цикле мы, с одной стороны, постараемся рассмотреть различные причины конфликтных ситуаций, упомянутых выше, и различные способы профилактики их возникновения, а также способы работы с конфликтами, с другой. Этот цикл будет содержать много практических упражнений и рекомендаций, которые, надеемся, позволят сделать вашу увлекательную работу более комфортной и интересной.
В связи с тем, что одной из основных и самых распространенных причин конфликта является отсутствие навыков эффективной коммуникации или недостаточное владение ими, этой проблеме мы уделим наше внимание в первую очередь.

С ПОМОЩЬЮ ФОРМУЛЫ

Прежде всего, попробуйте провести маленький эксперимент. Попросите учеников, коллег, родных взять по чистому листу А4 и закрыть глаза. Скажите, что сейчас надо будет выполнить определенные действия с бумагой. Задача участников — точно следовать инструкции, так чтобы результат у всех был одинаковый.


Попросите:
– согнуть лист пополам;
– еще раз пополам;
– оторвать верхний правый угол;
– оторвать нижний правый угол.
Что получилось? Скорее всего, узоры у всех будут различными. Безусловно, найдутся похожие «творения», но одинаковых вы не встретите, хотя инструкция звучала для всех одинаково.
Мораль данного эксперимента такова: в процессе коммуникации, казалось бы, однозначная информация воспринимается по-разному, что ведет к непониманию друг друга, появлению в связи с этим напряжения, а значит, возникает опасность конфликта.
А профессия педагога требует умения доносить информацию до оппонента так, чтобы она была им адекватно воспринята и присвоена. Зачастую в сложных, напряженных ситуациях мы высказываем резкие, негативные оценки в адрес учеников и воспитанников (а порой и коллег): «Вы всегда ведете себя так…», «Ты как всегда не готов…». На такие высказывания ребенок обычно отвечает отрицанием, обидой, защитой.
В отличие от «Ты-высказывания», «Я-высказывание» характеризуется описанием собственных чувств и переживаний по отношению к данной ситуации, безоценочной характеристикой поведения ребенка. Высказывая свои чувства без приказа, осуждения или выговора, психолог оставляет за ребенком возможность самому принять решение, учитывая переживания взрослого.
Иными словами: «Я-высказывание» передает другому человеку ваше отношение к определенному предмету без оценки.
НУЖНО:
1. Объективно описать события, ситуацию без экспрессии, вызывающей напряжение («Когда я вижу, что…», «Когда это происходит…»).
2. Описать свою эмоциональную реакцию, точно назвать свое чувство в этой ситуации («Я чувствую…», «Я огорчаюсь…», «Я не знаю, как реагировать…»).
3. Объяснить причины этого чувства и высказать свои пожелания («Потому что я не люблю…», «Мне бы хотелось…»).
4. Представить как можно больше альтернативных вариантов («Возможно, тебе стоит поступить так…», «В следующий раз сделай…»).
5. Дать дополнительную информацию партнеру относительно проблемы (объяснение).
Формула: Ситуация + Я-чувство + Объяснение (см. таблицу).

«Ты-высказывание»

«Я-высказывание»

Ты никогда меня не слушаешь!

Когда я вижу, что ты не слушаешь меня, мне неприятно, ведь я говорю достаточно важные вещи. Пожалуйста, будь внимательнее к тому, что я говорю.

Что ты все время разговариваешь параллельно
со мной?

Мне сложно говорить, когда кто-то еще разговаривает одновременно со мной. Если у тебя есть вопрос — задай его. Возможно, если ты внимательно послушаешь меня, то потом у тебя возникнет меньше вопросов.

Вечно ты хамишь!

Когда ты некорректно разговариваешь со мной, я раздражаюсь и не хочу больше с тобой общаться. На мой взгляд, ты можешь быть более уважительным по отношению ко мне. В свою очередь постараюсь быть более терпимой.

Ты всегда ужасно себя
ведешь!

В данной ситуации ты вел себя некрасиво. Меня обижает такое поведение. Ты умеешь быть другим, поэтому, пожалуйста, в следующий раз будь более сдержан.

Ты всегда без спросу
берешь журнал со стола!

Когда с моего стола без спросу берут вещи, в частности журнал, мне неприятно. Возможно, я хочу с ним поработать в ближайшее время. Поэтому я не против, чтобы ты брал журнал, но предварительно спроси меня, можно ли это сделать.

ТРЕНИРУЕМСЯ БЫТЬ КОРРЕКТНЫМИ

Попробуйте вспомнить несколько фраз, обращений, произносимых, на ваш взгляд, некорректно, и переформулируйте их в «Я-высказывание».


Овладев этой техникой, вы можете научить ей и ребят, посвятив этому несколько занятий. Расскажите о том, как следует формулировать «Я-высказывание», объясните его эффективность и предложите потренироваться в формулировках. Приведите им пример «обычных» высказываний и предложите каждому написать одно подобное негативное высказывание на отдельном маленьком листочке. Соберите их, перемешайте и снова раздайте ребятам. Попавшееся высказывание следует переформулировать. При этом нужно четко отслеживать соответствие переформулированной ребенком фразы формуле «Я-высказывания».
Еще одним интересным заданием, способствующим отработке навыков использования техники «Я-высказывания», может служить следующее упражнение.
скачать файл


следующая страница >>
Смотрите также:
Для того чтобы оценить, насколько безопасно чувствует себя ребенок в классе, можно использовать такие методы
237.76kb.
Ребенок с нарушением опорно-двигательного аппарата
84.14kb.
Репертуар к/т «Орленок» 20 марта 2 апреля 2014 Фильмы для детей
25.43kb.
Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить
7.2kb.
Многие считают: для того, чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одной, последней перед ним ночи. Это неправильно. Ты уже устал, и не надо себя переутомлять
6.8kb.
Настройка алгоритмов построения цикло-сетевых графиков производства под действующие технологии
33.79kb.
Использование документально-методического комплекса в развитии познавательного интереса к предмету история
54.71kb.
Ура! Первая часть школьной жизни уже позади ребенок отучился в начальной школе. Он повзрослел. Он чувствует себя взрослым и снисходительно относится к тем "малышам", от которых сам отделился всего лишь три месяца назад
57.04kb.
Инструкция: Ниже перечислены ситуации, обстоятельства, с которыми ты встречаешься в жизни. Некоторые из них могут быть для тебя неприятными, так как могут вызвать тревогу, беспокойство или страх
240.11kb.
Тесты опросник ддо
386.46kb.
Теории прочности
19.55kb.
Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 5-11 классов, включает в себя цели мероприятия, сценарий, презентацию, список используемой литературы. Можно использовать при проведении праздника «Неделя математики»
137.96kb.