voeto.ru страница 1страница 2страница 3страница 4
скачать файл
Содержание
1. Пояснительная записка 2
2. Требования государственного стандарта

к минимуму содержания по учебной

дисциплине: «Физика» 4
3. Содержание программы 7
4. Тематический план учебной дисциплины «Физика» 37
5. Перечень материально-технического обеспечения 44
6. Требования образовательного стандарта к учебной

дисциплине: « Физика» из межпредметных связей 48

7. Темы докладов и рефератов 50
8. Перечень лабораторных работ 51
9. Литература 52

Пояснительная записка.
Физика — наука о природе. Как предмет она занимает особое место, ибо наряду с познавательной информацией об окружающем нас мире развивает логиче­ское мышление, формирует материалистическое мировоз­зрение, создает целостную картину мироздания, несет воспитательную функцию.

Роль физики в становлении личности независимо от избранной человеком профессии огромна и продолжает возрастать. Во многих странах (например, в США, ФРГ, Японии) физику как дисциплину стали вводить в про­граммы гуманитарных вузов. Глубокие знания по физи­ке — гарант успеха в любой профессии.

Усвоение физики наиболее эффективно через деятельность. Приобретению (закреплению) знаний по физике способствуют:

1) решение физических задач различного типа;

2) анализ ежедневно встречающихся событий с позиций физики.

Физическое образование является одним из компонентов подготовки подрастающего поколения к самостоятельной работе. Наряду с гуманитарным, социально-экономическим, математическим и технологическим компонентами образования личности учащегося за время его обучения и воспитания в учебном заведении. Физическое образование как составная часть среднего (полного) образования вносит свой вклад в достижение студентами общей педагогической цели, обеспечивая усвоение основ учебных дисциплин, развитие их мыслительных и творческих способностей, формируя у них научное мировоззрения. Изучение физики является, прежде всего, средством, развивающим познавательные способности студентов, помогающим им освоить ту часть человеческой культуры, которая во многом определяет лицо современной цивилизации.

Учебное учреждение соответствует такому уровню преподавания физики, что преимущественной целью изучения на этом уровне является подготовка студентов к выполнению ориентировочной, конструктивной деятельности в естественно - научной и технической областях. Это предполагает изучение физики, прежде всего как прикладной науки, способствующей познаванию и преобразованию окружающего мира с учетом природных закономерностей.

Значение физики в школьном образовании опреде­лится ролью физической науки в жизни современ­ною общества, ее влиянием на темпы развития науч­но технического прогресса.

В задачи обучения физике входят:

- развитие мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания­, наблюдать и объяснять физические явления;

- овладение школьными знаниями об экспери­ментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки; о современной научной картины мира; о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии;

- усвоение школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, понимание роли практики в познании физических явлений и законов;

- формирование познавательного интереса к фи­зике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к продолже­нию образования и сознательному выбору профессии.

В программе, кроме перечня элементов учебной информации, предъявляемой учащимся, содержит­ся перечень демонстраций, лабораторных работ, необходимого для формирования у школьников умений, указан­ных в требованиях к уровню подготовки выпускни­ков колледжа.




Требования государственного стандарта к минимуму содержания по учебной дисциплине: «Физика»
В результате изучения физики на профильном уровне студент должен
знать/понимать:

· смысл понятий:

  • физическое явление, физическая величина, модель, гипотеза,

  • принцип, постулат, теория, пространство, время,

  • инерциальная система отсчета, материальная точка,

  • вещество, взаимодействие, идеальный газ, резонанс,

  • элект­ромагнитные колебания, электромагнитное поле,

  • электромаг­нитная волна, атом, квант, фотон, атомное ядро

  • дефект массы, энергия связи, радиоактивность,

  • ионизирующее из­лучение, планета, звезда, галактика, Вселенная;

· смысл физических величин:

  • перемещение, скорость, ускорение, масса, сила, давление,

  • импульс, работа, мощность, механи­ческая энергия,

  • момент силы, период, частота, амплитуда колебаний,

  • длина волны, внутренняя энергия,

  • средняя кине­тическая энергия частиц вещества,

  • абсолютная температура, количество теплоты,

  • удельная теплоемкость, удельная тепло­та парообразования,

  • удельная теплота плавления, удельная теплота сгорания,

  • элементарный электрический заряд,

  • напря­женность электрического поля, разность потенциалов,

  • элект­роемкость, энергия электрического поля,

  • сила электрическо­го тока, электрическое напряжение,

  • электрическое сопротив­ление, электродвижущая сила,

  • магнитный поток, индукция магнитного поля, индуктивность,

  • энергия магнитного поля, показатель преломления,

  • оптическая сила линзы;

· смысл физических законов, принципов и постулатов (формули­ровка, границы применимости):

  • законы динамики Ньютона,

  • принципы суперпозиции и относительности, закон Паскаля,

  • закон Архимеда, закон Гука, закон всемирного тяготения,

  • законы сохранения энергии, импульса и электрического за­ряда,

  • основное уравнение кинетической теории газов,

  • урав­нение состояния идеального газа, законы термодинамики,

  • закон Кулона, закон Ома для полной цепи, закон Джоуля-Ленца,

  • закон электромагнитной индукции,

  • законы отраже­ния и преломления света,

  • постулаты специальной теории относительности,

  • закон связи массы и энергии, законы фо­тоэффекта,

  • постулаты Бора, закон радиоактивного распада;

  • основные положения изучаемых физических теорий и их роль в формировании научного мировоззрения;

· вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наиболь­шее влияние на развитие физики;
уметь:

· описывать и объяснять результаты наблюдений и эксперимен­тов:

  • независимость ускорения свободного падения от массы падающего тела;

  • нагревание газа при его быстром сжатии и охлаждение при быстром расширении;

  • повышение давления газа при его нагревании в закрытом сосуде;

  • броуновское движение; электризация тел при их контакте;

  • взаимодействие проводников с током;

  • действие магнитного поля на провод­ник с током;

  • зависимость сопротивления полупроводников от температуры и освещения;

  • электромагнитная индукция;

  • распространение электромагнитных волн;

  • дисперсия, интер­ференция и дифракция света;

  • излучение и поглощение света атомами, линейчатые спектры;

  • фотоэффект; радиоактивность;

· приводить примеры опытов, иллюстрирующих, что:

  • наблюде­ния и эксперимент служат основой для выдвижения гипотез и построения научных теорий;

  • эксперимент позволяет про­верить истинность теоретических выводов;

  • физическая тео­рия дает возможность объяснять явления природы и науч­ные факты;

  • физическая теория позволяет предсказывать еще неизвестные явления и их особенности;

  • при объяснении природных явлений используются физические модели;

  • один и тот же природный объект или явление можно исследовать на основе использования разных моделей;

  • законы физики и физические теории имеют свои определенные границы при­менимости;

· описывать фундаментальные опыты, оказавшие существенное
влияние на развитие физики;


· применять полученные знания для решения физических задач;

· определять:

  • характер физического процесса по графику, таб­лице, формуле;

  • продукты ядерных реакций на основе зако­нов сохранения электрического заряда и массового числа;

· измерять:

  • скорость, ускорение свободного падения; массу тела,

  • плотность вещества, силу, работу, мощность, энергию,

  • коэффициент трения скольжения, влажность воздуха,

  • удель­ную теплоемкость вещества,

  • удельную теплоту плавления льда, электрическое сопротивление,

  • ЭДС и внутреннее со­противление источника тока,

  • показатель преломления веще­ства, оптическую силу линзы,

  • длину световой волны;

  • пред­ставлять результаты измерений с учетом их погрешностей;

· приводить примеры практического применения физических зна­ний:

- законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике;

- различных видов электромагнитных излучений для развития радио- и телекоммуникаций;

- квантовой физи­ки в создании ядерной энергетики, лазеров;



· воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать

- информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, научно-популярных статьях;

- использовать новые информаци­онные технологии для поиска, обработки и предъявления информации по физике в компьютерных базах данных и сетях (сети Интернета);

Иметь навыки:

· использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электропри­боров, средств радио- и телекоммуникационной связи;

- анализа и оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;

- рационального природопользования и защиты окружающей среды;

- определения собственной позиции по отношению к эколо­гическим проблемам и поведению в природной среде.

Содержание программы
Механика

Тема 1: Основные понятия кинематики: путь, траектория, скорость, средняя скорость, перемещение. Прямолинейное равномерное движение.

Дидактические единицы: механическое движение, материальная точка, тело отсчета, траектория, система отсчета, радиус-вектор, закон движения тела, путь.

Иметь представление:

-о задачах и методах кинематики, ее роли в механике и физики в целом



Знать:

-определения основных физических понятий, формулу средней скорости движения.



Уметь:

-решать задачи на вычисление скорости, пути и времени при равномерном прямолинейном движении;

-строить и читать графики, соответствующие данному виду движения.

Самостоятельная работа: решение задач на построение графиков движения.
Тема 2: Ускорение, равноускоренное движение. Скорость и перемещение при равноускоренном движении.

Дидактические единицы: мгновенная скорость, мгновенное ускорение, единица ускорения, тангенциальное и нормальное ускорение, направление ускорения, равноускоренное прямолинейное движение, законы равноускоренного движения.

Иметь представление:

о сложных видах движения



Знать:

-определения основных физических понятий,

-формулы пути и скорости при равноускоренном движении.

Уметь:

-решать задачи на вычисление скорости, пути и времени при равноускоренном движении.



Самостоятельная работа: решение задач на применение законов кинематики.
Тема 3: Решение задач на применение формул скорости и перемещения при равноускоренном движении.

Дидактические единицы: мгновенная скорость, мгновенное ускорение, единица ускорения, тангенциальное и нормальное ускорение, направление ускорения, равноускоренное прямолинейное движение, законы равноускоренного движения, графическое представление движения.

Уметь:

-определять различные виды движений и решать комбинированные задачи; ---использовать в решении задач графическое представление движения.



Самостоятельная работа: решение задач на применение формул кинематики.
Тема 4: Лабораторная работа №1. Теория погрешностей, прямые измерения.

Дидактические единицы: абсолютная и относительная погрешности, прямые измерения, точные сомнительные и неверные числа, запись числа.

Иметь представление:

-способах и методах измерений и причинах их неточности.

Знать:

-понятие абсолютной и относительной погрешности и формулы для их вычисления.



Уметь:

-пользоваться простейшими измерительными инструментами;

-определять погрешности измерений.

Самостоятельная работа: изучить основы теории погрешностей.

Тема 5: Лабораторная работа №2. Теория погрешностей, косвенные измерения.

Дидактические единицы: абсолютная и относительная погрешности, косвенные измерения, точные сомнительные и неверные числа, запись числа, формулы вычисления погрешностей.

Иметь представление:

-способах и методах измерений и причинах их неточности.

Знать:

-понятие абсолютной и относительной погрешности и формулы для их вычисления.



Уметь:

-пользоваться простейшими измерительными инструментами;

-определять погрешности измерений.

Самостоятельная работа: изучить основы теории погрешностей.
Тема 6: Движение свободно падающих тел. Ускорение свободного падения. Падение тел в атмосфере.

Дидактические единицы: падение тел в отсутствии воздуха, ускорение свободного падения, падение тел в воздухе.

Иметь представление:

-о характере движения тел в плотной среде.

Знать:

-величину ускорения свободного падения,

- примеры опытов, доказывающих независимость ускорения свободного падения от массы тела.



Уметь:

-решать задачи, связанные со свободным движением тела по вертикали.



Самостоятельная работа: исследование свободного падения тел.
Тема 7: Решение задач на движение в поле силы тяжести в горизонтальном направлении и под углом к горизонту.

Дидактические единицы: падение тел в отсутствии воздуха, ускорение свободного падения, падение тел в воздухе, движение тел под углом к горизонту.

Уметь:

-решать задачи на движение тала в вертикальной плоскости без учета сил трения.



Самостоятельная работа: решение задач на движение тел в поле силы тяжести.
Тема 8: Кинематика колебательного движения. Центростремительное ускорение, период, частота, угловая скорость и угловое ускорение.

Дидактические единицы: периодическое движение, врщательное и колебательное движение, движение по окружности, фаза вращения, линейная и угловая скорость, период и частота вращения, центростремительное ускорение.

Иметь представление:

-о видах колебательного движения.

Знать:

-определения основных физических понятий,

-формулы линейной и угловой скорости, периода, частоты при вращательном движении.

Уметь:

-уметь решать простейшие задачи на вращательное движение.



Самостоятельная работа: решение экспериментальных задач на вращательное движение.
Тема 9: Проверочная работа. Кинематика прямолинейного и вращательного движения.

Дидактические единицы: скорость, ускорение, период, частота, формулы скорости и перемещения при равноускоренном движении, взаимосвязь угловых и линейных величин.

Уметь:

-решать задачи на применение формул кинематики.



Самостоятельная работа: подготовка к проверочной работе, повторение изученного материала.
Тема 10: Масса, сила, принцип инерции, инертность тела. Законы Ньютона. Границы применимости законов Ньютона.

Дидактические единицы: принцип инерции, относительность движения, инерциальные системы отсчета, закон сложения скоростей, законы Ньютона, сила, масса, принцип суперпозиции сил, силы действия и противодействия.

Иметь представление:

-иметь представление о границах применимости классических законов механики;

-неинерциальных системах отсчета.



Знать:

-законы Ньютона, определение силы, массы, инерции, инертности;

- примеры, иллюстрирующие законы Ньютона.

Уметь:

-решать задачи на движение тела под действием силы,

-определять массу тела;

-пользоваться динамометром для определения силы.



Самостоятельная работа: решение задач на применение законов динамики.
Тема 11: Сила упругости, сила тяжести, сила тяготения, сила трения. Вес тела, невесомость.

Дидактические единицы: сила упругости, сила реакции опоры, сила натяжения, закон Гука, сила трения, виды трения, коэффициент трения, закон всемирного тяготения, гравитационная постоянная, сила тяжести, вес тела.

Иметь представление: о причинах появления различных сил в природе.

Знать:

-формулы для вычисления различных сил,

-коэффициенты и постоянные в этих формулах.

Уметь:

-изображать на рисунке действующие силы,

-решать задачи на движение тела под действием нескольких сил.

Самостоятельная работа: решение экспериментальных задач по статике.
Тема 12: Лабораторная работа №3. Движение тела по окружности под действием силы тяжести и упругости.

Дидактические единицы: сила упругости, сила реакции опоры, сила натяжения, период, частота.

Знать:

-основные понятия вращательного движения,

-законы Ньютона, понятие силы тяжести и упругости.

Уметь:

-вычислять действующую на тело силу;

-экспериментально проверить справедливость второго закона Ньютона.

Самостоятельная работа: изучение теоретического материала к работе.
Тема 13: Лабораторная работа №4. Определение коэффициента трения скольжения.

Дидактические единицы: сила трения, виды трения, коэффициент трения, ускорение, проекции сил, условие равномерного движения.

Знать:

-законы динамики,

-понятие силы трения и формулу для ее вычисления.

Уметь:

-пользоваться динамометром,

-проводить расчеты по определению измеряемой величины и погрешности измерения.

Самостоятельная работа: изучение теоретического материала к работе.
Тема 14: Применение законов Ньютона. Алгоритм решения задач на применение второго закона Ньютона. Проекции сил на координатные оси.

Дидактические единицы: использование стандартного подхода к решению задач, скольжение по горизонтальной поверхности, соскальзывание с наклонной плоскости.

Знать:

-основные этапы решения задач по динамике.



Уметь:

-сделать к задаче правильный рисунок,

-записать достаточную систему уравнений.

Самостоятельная работа: решение задач по динамике.
Тема 15: Импульс тела, импульс силы. Замкнутая система. Закон сохранения импульса. Закон сохранения импульса в проекциях на координатные оси.

Дидактические единицы: импульс силы, единица импульса силы, импульс тела, единица импульса тела, замкнутая система, закон сохранения импульса, реактивное движение.

Иметь представление:

-о реактивном движении и его применении в технике.



Знать:

-закон сохранения импульса и примеры, подтверждающие этот закон.



Уметь:

-уметь решать задачи на вычисление массы и скорости тел при абсолютно неупругом ударе.



Самостоятельная работа: решение задач на применение закона сохранения импульса в замкнутой системе.
Тема 16: Кинетическая и потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии. Использование закона сохранения энергии.

Дидактические единицы: определение и единица работы, потенциальная энергия и ее единицы, кинетическая энергия и ее единицы, расчет тормозного пути автомобиля.

Знать:

-понятие различных видов механической энергии и формулы для их вычисления.



Уметь:

-описывать различные процессы с энергетической точки зрения,

-применять закон сохранения энергии для решения задач.

Самостоятельная работа: решение задач на законы сохранения.
Тема 17: Решение задач на применение законов Ньютона и законов сохранения

Дидактические единицы: общие подходы к решению задач на законы сохранения, упругое и неупругое взаимодействие.

Уметь:

-определять задачи решаемые с помощью законов сохранения,

-решать комбинированные задачи по динамике.

Самостоятельная работа: повторение и обобщение изученного, решение комбинированных задач.
Тема 18: Динамика периодического движения. Форма траектории тел, движущихся в гравитационном поле земли. Первая и вторая космические скорости, формулы для их расчета.

Дидактические единицы: форма траектории тел, движущихся в гравитационном поле, первая и вторая космическая скорость.

Иметь представление:

-о движении искусственных спутников планет.

Уметь:

-решать задачи на вычисление высоты, скорости и периода движения спутников.



Самостоятельная работа: решение задач на движение тел в поле силы тяжести различных планет.
Тема 19: Динамика периодического движения. Форма траектории тел, движущихся в гравитационном поле земли. Первая и вторая космические скорости, формулы для их расчета.

Дидактические единицы: форма траектории тел, движущихся в гравитационном поле, первая и вторая космическая скорость.

Иметь представление:

-о движении искусственных спутников планет.



Уметь:

-решать задачи на вычисление высоты, скорости и периода движения спутников.



Самостоятельная работа: решение задач на движение тел в поле силы тяжести различных планет.


Молекулярная физика

Тема 20: Строение вещества. Атомы, молекулы, броуновское движение. Агрегатные состояния вещества.

Дидактические единицы: строение атома, зарядовое и массовое число, изотопы, атомная единица массы, молярная масса, количество вещества, постоянная Авогадро, виды агрегатных состояний.

Иметь представление:

-о задачах и методах молекулярно-кинетической теории, ее роли в молекулярной физике и физики в целом.

Знать:

-различия в строении твердых, жидких и газообразных тел;

-понятия, характеризующие микро- и макроскопические состояния вещества, формулы для их вычисления.

Уметь:

-решать задачи на вычисление количественных характеристик тела.



Самостоятельная работа: наблюдение диффузии; решение задач на вычисление количества вещества.

Тема 21: Распределение молекул в пространстве и по скоростям. Опыт Штерна. Средняя и средняя квадратичная скорость.

Дидактические единицы: модель идеального газа, статистический метод описания газа, макроскопическое и микроскопическое состояние, опыт Штерна, кривая распределения молекул по скоростям.

Иметь представление:

-о статистическом подходе к изучению молекулярной физики;

-о вероятности распределения скоростей молекул и кривой распределения;

-о средней скорости движения и формул для ее вычисления.



Уметь:

-уметь решать простейшие задачи на вычисление скоростей движения молекул.



Самостоятельная работа: решение задач на вычисление скоростей молекул.
Тема 22: Решение задач на вычисление массы, количества вещества, количества молекул.

Дидактические единицы: атомная единица массы, молярная масса, количество вещества, постоянная Авогадро, виды агрегатных состояний.

Уметь:

-решать расчетные и качественные задачи на применение законов МКТ.



Самостоятельная работа: повторение и закрепление изученного, решение задач по механике.
Тема 23: Температура. Температурные шкалы. Абсолютная шкала температур. Основное уравнение МКТ. Уравнение Менделеева-Клапейрона.

Дидактические единицы: термодинамическая шкала температур, абсолютный нуль, скорость теплового движения молекул, давление идеального газа, концентрация, уравнение состояния идеального газа.

Иметь представление:

-о температурных шкалах.



Знать:

-понятие абсолютной температуры, ее взаимосвязи со шкалой Цельсия;

-основные уравнения МКТ и уравнение Менделеева-Клапейрона в различных формулировках.

Уметь:

-уметь находить неизвестные параметры состояния газа с помощью законов МКТ,

-измерять температуру, давление и объем газов.

Самостоятельная работа: подготовка сообщения по теме.

скачать файл


следующая страница >>
Смотрите также:
Дисциплине: «Физика» 4 Содержание программы 7 Тематический план учебной дисциплины «Физика» 37 Перечень материально-технического обеспечения 44
848.67kb.
В основу настоящей программы положены следующие разделы физики: термодинамика и статистическая физика; теория неравновесных процессов; физика газов и плазмы, фазовые переxоды, физика твёрдого тела
54.37kb.
2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
36.1kb.
Рабочей учебной программы по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности»
30kb.
2 Реализация образовательных программ смк роп ооп 5
1154.77kb.
Механика глазами физика и математика
37.5kb.
Календарно – тематический план учебной дисциплины архитектура аппаратных средств на 2012 2013 учебный год Профессии
215.94kb.
В. М. Чагурина «Физика 11 класс» (базовый уровень) 2013 2014 учебный год содержание рабочей программы стр. Паспорт программы
195.61kb.
Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения; учебно-тематическое
417.2kb.
Рабочая программа по учебному курсу «Физика» 7 класс
213.75kb.
Диссертации
209.73kb.
Наименование объектов и средств Материально-технического обеспечения
217.57kb.