voeto.ru страница 1
скачать файл
государственное автономное учреждение

среднего профессионального образования

Калининградской области

«Колледж сервиса и туризма»

ПРОЕКТ


по теме «Диагностика профессионально-личностной

культуры педагога»

Выполнила: Пехова Надежда Юрьевна преподаватель ГАУ СПО КСТ



СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение. Основная цель проекта. Ожидаемые результаты.

2. Анализ ситуации в образовании .

3.Требования к личностным качествам педагога. Педагогическая этика.

Коммуникативные качества и свойства личности педагога.

4. Профессиональная компетентность.

5. Педагогическое мастерство.

6. Профессиональный кризис и профессиональное выгорание педагога.

Пути выхода из профессионального кризиса.

7. Заключение.

8. Список литературы.

1.Введение.

Воспитать учителя нового поколения – такова задача моего проекта «Диагностика профессионально- личностной культуры педагога». Мой проект призван вдохнуть в учителей новую жизнь, а профессии вернуть престижный социальный статус. Учитель должен руководствоваться лишь жгучим желанием улучшить свое профессиональное мастерство, постоянно работать над повышением своей профессионально-личностной культуры и выйти на новый уровень общения с учениками. Будущее поколение не сможет внести необходимый вклад в решение задач национального развития, если оно не будет иметь соответствующего образования. Образовательный процесс это не только учебные пособия. Учитель – вот главный показатель качества образования.

Поэтому под профессионально - личностным потенциалом преподавателя нового века подразумевают такую систему ценностей и норм поведения, которая смогла бы обеспечить развитие науки, техники, искусства и культуры нации.

Основная цель проекта:

Разработка модели развития профессионально-личностной культуры педагога. Формирование и воспитание у учителей потребности в непрерывном самообразовании; работа над формированием индивидуального стиля творческой педагогической деятельности, опора на достижения педагогического опыта.



Ожидаемые результаты Проекта

- высокий уровень гуманитарной культуры;

- существенное повышение интереса к своей профессии;

- персональная ответственность за свою профессиональную деятельность;

- квалификационный рост и повышение профессионального мастерства;

- владение гуманитарными педагогическими технологиями;

- конструктивное разрешение конфликтов и противоречий, возникающих в школьной среде.
2. Анализ ситуации в образовании в наше время.

К сожалению, как показывает анализ ситуации в образовании, уровень подготовки многих педагогов сегодня не соответствует требованиям, предъявляемым к ним современной социокультурной ситуацией. Как показывают исследования, среди многих педагогов наблюдаются:



  • низкий уровень интереса к своей профессии;

  • невладение гуманитарными педагогическими технологиями;

  • высокая степень конфликтности и агрессивности;

  • недостаточность знаний о психологическом развитии человека;

  • синдром эмоционального сгорания и профессионального выгорания;

  • неумение выстроить программу своего профессионально-личностного саморазвития;

  • неадекватная самооценка, неуверенность в себе и своей деятельности;

  • не желание использовать в своей работе инновации.

В настоящее время профессию учителя представители молодежи и многие родители, как показывает опрос, относят к числу непрестижных. Сегодня серьезно ставится вопрос об авторитете учителя, о его социальном "индексе" и о чувстве собственного достоинства.

Поэтому сегодня необходимы новые формы и новые виды содержания профессионального развития педагога.


3.Требования к личностным качествам педагога.

Рассмотрим личностные и индивидуальные качества педагога. Они должны отвечать одновременно двум уровням требований, предъявляемых к этой профессии. Требования первого уровня предъявляются к учителю вообще как к носителю профессии. Этим требованиям должен отвечать любой настоящий педагог

Исследователи отмечают обязательность таких личностных качеств как адекватность самооценки и уровня притязаний, целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, скромность, наблюдательность, контактность. Специально подчеркивается необходимость такого качества как остроумие, а также ораторских способностей, артистичности натуры. Особенно важными являются такие качества педагога, как готовность к пониманию психических состояний учеников и сопереживанию.

Педагогическая этика. В профессиональной культуре педагога проявляется уровень его нравственной воспитанности. Ученики, прежде всего, высоко ценят интеллигентность и деликатность учителя, т.е. его умение быть вежливым, корректным, щадить самолюбие учеников, сочувствовать им, быть искренним, незлопамятным. Педагогический этикет предполагает договоренность о том, что считать принятым в поведении и деятельности, а что - непринятым. Ученики достаточно быстро научаются оценивать, деликатен ли учитель, насколько его требовательность и принципиальность соблюдаются им самим в общении со своими коллегами, родителями, учениками.

Большое значение придается исследователями и «педагогическому такту», в проявлении которого выражается общая культура педагога и высокий профессионализм его педагогической деятельности и направленности.

Каждый педагог должен в идеале иметь определенные педагогические способности для достижения успешной деятельности. Отечественный психолог Ф. Н. Гоноболин дает следующие свойства личности, структура которых, по его мнению, и составляет собственно педагогические способности:


  • способность делать учебный материал доступным;

  • творчество в работе;

  • педагогически-волевое влияние на учащихся;

  • способность организовать коллектив учащихся;

  • интерес и любовь к детям;

  • содержательность и яркость речи, ее образность и убедительность;

  • педагогический такт;

  • способность связать учебный предмет с жизнью;

  • наблюдательность;

  • педагогическая требовательность.

Требования второго уровня предъявляются к передовому педагогу вообще, вне зависимости от учебного предмета, который он преподает - это его личностная готовность к педагогической деятельности. Готовность предполагает профессиональную компетентность, стойкую убежденность человека, социально-значимую направленность личности, а также наличие потребности общения, передачи опыта. Стремление педагога реализовать себя в профессиональной деятельности, применить свои знания, желание совершенствовать свою подготовку.
Коммуникативные качества и свойства личности педагога

Специфика педагогического образования состоит в направленности на широкую общекультурную подготовку. Общекультурная подготовка предполагает введение целого ряда человековедческих дисциплин (истории, литературы и т.д.) и углубленное изучение в данном контексте конкретной области знания, соответствующей их профессиональной специализации.

Таким образом, педагог должен быть погружен в контекст:

общечеловеческой культуры;

различных языков;

видов искусства;

способов деятельности во всем их своеобразии.

Успешность педагогического взаимодействия зависит от уровня речевой культуры педагога, формирование которой является одной из важных задач профессионального становления педагога и особенно его саморазвития и самовоспитания.

Стихийное формирование коммуникативной культуры педагога приводит нередко к авторитарному стилю общения, возникновению частых межличностных конфликтов, напряженности в отношениях между учителем и учениками (группой или целым классом), к падению дисциплины, снижению успеваемости, нежеланию учиться, психическим травмам и невосполнимым потерям в нравственном воспитании и, как следствие этого, в ряде случаев к отклоняющемуся от социальных норм поведению школьников.

К коммуникативным качествам личности, которые составляют основу педагогического общения, относятся:



характеристики речи:

четкая дикция,

выразительность;

личностные особенности:

общительность,

открытость,

умение слушать и чувствовать людей.

Основу коммуникативной культуры педагога составляет общительность - устойчивое стремление к контактам с людьми, умение быстро установить контакты. Общительность как свойство личности включает в себя, по мнению исследователей, такие составляющие, как:

коммуникабельность - способность испытывать удовольствие от процесса общения;

социальное родство - желание находиться в обществе, среди других людей;

альтруистические тенденции - эмпатия как способность к сочувствию, сопереживанию и идентификация как умение переносить себя в мир другого человека.

Серьезные препятствия во взаимодействии учителя и ученика создают:

невыразительная речь;

дефекты речи (особенно при объяснении нового материала);

необщительность;

замкнутость;

погруженность в себя (при установлении контакта с учеником, нахождении индивидуального подхода к нему).
Педагогическая деятельность предполагает общение постоянное и длительное. Поэтому педагоги с неразвитой коммуникабельностью быстро утомляются, раздражаются и не испытывают удовлетворения от своей деятельности в целом.

Коммуникативные умения и способности педагога

Коммуникативная культура педагога предполагает овладение коммуникативными умениями и развитие коммуникативных способностей.

К коммуникативным умениям педагога можно отнести:

умения устанавливать эмоциональный контакт, завоевывать инициативу в общении;

умения управлять своими эмоциями;

наблюдательность и переключаемость внимания;

социальная перцепция, т.е. понимание психологического состояния ученика по внешним признакам;

умение "подавать себя" в общении с учащимися.

В своей совокупности такие умения и способности составляют технику педагогического общения.

Педагоги опираются в своей профессиональной деятельности не только на общепедагогические, но и на специальные способности (например, специальные способности к предмету, который они преподают, или, наоборот, специальные способности, не являющиеся собственно педагогическими и не связанные с учебным предметом, но помогающие осуществлять педагогическую деятельность - артистичность, творческие способности и др.). Педагога нельзя рассматривать как совокупность свойств, характеристик и качеств. Как правило, он является личностью и профессионалом в случае, если набор свойств предстает как единое целое, в основе которого лежит мотивационная сфера, обеспечивающая социальную, познавательную и профессионально-педагогическую направленность, если имеет место развитие личности специалиста, происходящее в процессе овладения профессиональными умениями.

Личностное развитие и профессиональный рост педагога как органичное единство возможны тогда, когда в процессе "врастания" в профессию (выбор профессии, профессиональное обучение, осуществление педагогической деятельности) осуществляется целенаправленное разрешение ряда противоречий. Прежде всего это противоречие, возникающее в индивидуальном сознании между эталоном личности профессионала и образом своего внутреннего, уже существующего - Я. Утверждение Константина Дмитриевича Ушинского о том, что педагог живет до тех пор, пока учится, в современных условиях приобретает особое значение. Сама жизнь поставила на повестку дня проблему непрерывного педагогического образования. Способность "творить себя" в соответствии с социально-нравственными идеалами, в которых профессиональная компетентность, богатая духовная жизнь и ответственность стали бы естественными условиями человеческой жизни, острейшей потребностью дня.



4. Профессиональная компетентность.

Возрастание роли профессионализма в современных условиях с особой остротой ставит проблему профессиональной компетентности специалиста.

Что же включает в себя понятие "профессиональная компетентность"? Чем она отличается от привычных, встречающихся в педагогической литературе знаний, умений, навыков? Профессиональная компетентность - это интегративное качество личности специалиста, включающее систему знаний, умений и навыков, обобщенных способов решения типовых задач.

Формирование профессиональной компетентности зависит от различных свойств личности, основным ее источником являются обучение и субъективный опыт. Профессиональная компетентность характеризуется постоянным стремлением к совершенствованию, приобретению все новых знаний и умений, обогащению деятельности. Психологической основой компетентности является готовность к постоянному повышению своей квалификации, профессиональному развитию.


5. Педагогическое мастерство.

В каком соотношении находятся профессиональная компетентность и педагогическое мастерство учителя? В свое время исчерпывающий ответ на этот вопрос дал А. С. Макаренко. Педагогическое мастерство, основанное на умениях, на квалификации, по его мнению - это знание педагогического процесса, умение его построить, привести в движение. Нередко же педагогическое мастерство сводят к умениям и навыкам педагогической техники, в то время как это лишь один из внешне проявляющихся компонентов мастерства.


По глубокому убеждению А.С. Макаренко, овладение педагогическим мастерством доступно каждому педагогу при условии целенаправленной работы над собой. "Мастерство - это то, чего можно добиться, и как может быть известный мастер-токарь, прекрасный мастер-врач, так должен и может быть известным мастером педагог...» Мастерство формируется на основе практического опыта. Но не любой опыт становится источником профессионального мастерства. Педагогическое мастерство - это сплав личностно-деловых качеств и профессиональной компетентности педагога.
В.А. Сухомлинский писал: "Не забывайте, что почва, на которой строится ваше педагогическое мастерство, в самом ребенке, в его отношении к знаниям и к вам, учителю. 'Это - желание учиться, вдохновение, готовность к преодолению трудностей. Заботливо обогащаете эту почву, без нее нет школы"'.
Фундамент (основу) педагогического мастерства охватывают следующие основные составляющие: личность педагога, знания и педагогический опыт. Учитель учится всю жизнь, он находится в постоянном развитии и всю трудовую жизнь является исследователем. Мастерство, как правило, связывают с большим опытом. Первым же шагом к педагогическому мастерству является творчество. Несмотря на массовый характер педагогической профессии, подавляющее большинство учителей – творческие личности, идущие к мастерству.

В мастерстве педагога можно выделить четыре относительно самостоятельных элемента:



  • Мастерство организатора коллективной и индивидуальной деятельности детей;

  • Мастерство убеждения;

  • Мастерство передачи знаний и формирования опыта деятельности;

  • Мастерство владения педагогической техникой.

Педагогическая техника занимает особое место в структуре мастерства учителя. Педагогическая техника – это совокупность навыков, которая необходима для эффективного применения системы методов педагогического воздействия на отдельных учащихся и коллектив в целом (умение выбрать правильный стиль и тон в общении, умение управлять вниманием, чувство такта, навыки управления и др.).

Уровень педагогического мастерства возможно определить, ориентируясь на следующие критерии:

  • Стимулирование и мотивация личности ученика в процессе обучения;

  • Организация учебной деятельности учащегося;

  • Владение содержанием и дидактической организацией образования;

  • Организация и осуществление профессионально-педагогической деятельности в процессе обучения;

  • Структурно-композиционное построение урока (занятия или другой формы).

Т.о., мы рассматриваем мастерство учителя – как синтез личностно-деловых качеств и свойств личности, определяющий высокую эффективность педагогического процесса.
6.Профессиональный кризис и профессиональное выгорание педагога. Пути выхода из профессионального кризиса.
В анализе ситуации образования в наши дни я отмечала синдром эмоционального сгорания и профессионального выгорания педагога, который является примером самого тяжёлого профессионального  кризиса. Психологами это явление определяется как «синдром, включающий  эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию профессиональных достижений»

Пути выхода из профессионального кризиса следует искать в сфере  профессионального самосознания педагога, а способом преодоления подобного кризиса может являться переход на инновационный уровень осуществления педагогом профессиональной деятельности путем активизации собственных усилий в направлении:

 


  • корректировки отношения к инновационным педагогическим технологиям, призванным внести цивилизованные методы в условия труда педагога;

  • преодоления неуверенности в своей способности освоить необходимые навыки и приобрести умения овладения инновационными технологиями;

  • повышения квалификации, включая самообразование и образование за свой счет, результатом которого является приобретение умений внедрять инновационные технологии в свою предметную область.

Использование информационно-коммуникационных технологий является одной из гарантий успешной модернизации учебного процесса, будучи мощным источником информации, самообразования. Новые технологии увеличивают мотивацию учения, позволяют по-иному вести индивидуальные задания, управлять учебным процессом. От учителя требуется большее количество времени на подготовку к урокам с применением ИКТ. Необходимо обладать определенным набором знаний, умений и навыков, чтобы подготовить и провести такой урок. В нашей школе на сегодняшний день есть все условия для широкого использования ИКТ. По опросу, проведенному среди учителей нашей школы, в своей работе используют ИКТ (работа с текстами, документами, создание презентаций) - 78.8%, выход и поиск информации в интернете - 63,5%



Заключение.

Есть много профессий на Земле. Среди них профессия педагога не совсем обычная. Педагоги заняты приготовлением нашего будущего, они воспитывают тех, кто завтра сменит нынешнее поколение. Они, так сказать, работают с "живым материалом", порча которого приравнивается почти к катастрофе, так как упущены те года, которые были направлены на обучение.

Педагогическое мастерство в большей степени зависит от личностно-деловых качеств педагога, от его профессионально–личностной культуры, а также от его знаний и умений. Каждый педагог - это личность. Личность педагога, ее влияние на воспитанника огромно, ее никогда не заменит педагогическая техника.

Профессия педагога требует всесторонних знаний, душевной безграничной щедрости, мудрой любви к детям. Учитывая возросший уровень знаний современных учащихся, их разнообразные интересы, педагог и сам должен всесторонне развиваться: не только в области своей специальности, но и в области политики, искусства, общей культуры, должен быть для своих воспитанников высоким примером нравственности, носителем человеческих достоинств и ценностей.



Работа моего проекта “ Диагностика профессионально–личностной культуры педагога” способствует тому, чтобы в общеобразовательных школах преподавали творческие педагоги, реализующие свой внутренний потенциал и способствующие (хотя бы в какой-то мере) повышению престижа профессии учитель.
Л.Н. Толстой писал: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец и мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и ученикам, он совершенный учитель».
Список литературы:

  1. Климов Е.А. Психология профессионала. - М., - Воронеж, 1996.

  2. Зеер Э.Ф., Шахматова О.Н. Личностно ориентированные технологии профессионального развития специалиста. Екатеринбург, 1999.

  3. Каптерев П.Ф. Дидактические очерки. Теория образования. Избр. соч. – М.: Педагокика, 1982.

  4. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1986.

  5. Зеер Э.Ф. Психология личностно ориентированного профессионального образования. Екатеринбург, 2000.

  6. Рогов Е.И. Учитель как объект психологического исследования. - М.: ВЛАДОС, 1998.

  7. Педагогика/Под ред.П.И.Пидкасистого. - М.,1996.

  8. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. Мн.: Университетское, 2000.

  9. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. 100 экзаменационных ответов по педагогике: Экспресс-справ. для студентов вузов. Ростов н/ Д: - МарТ, 2000.

  10. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учеб. для /Под ред.П.И.Пидкасистого. - М.,1996.
скачать файл



Смотрите также:
«Диагностика профессионально-личностной культуры педагога»
147.2kb.
«Аттестация педагогических кадров как инструмент профессионально-личностного развития педагога»
26.09kb.
Режим работы школьного информационно-образовательного центра
37.36kb.
1. Педагогическая деятельность как диалог двух культур ребенка и педагога
173.6kb.
Перечень современных педагогических технологий
123.99kb.
Рабочая программа дисциплины дв3 «проектная культура спортивного педагога»
54.48kb.
Работа выполнена в Центре сравнительных социально-экономических и социально-политических исследований имэмо ран при поддержке Российского гуманитарного научного фонда, грант №06-03-02067а
3529.3kb.
Методические указания к выполнению контрольной работы по дисциплине «Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности» для специальности «Менеджмент организаций»,
176.06kb.
Фотографии персонального архива концертмейстера (фортепиано), хормейстера, педагога, художника (масло, акварель, карандаш, пастель), поэтессы, спортсменки
9.26kb.
Основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики
22.92kb.
4. Сюрпризный момент. Объяснение задания. Проверка знаний, полученных при объяснени
92.33kb.
Диагностика состояния агрессий
44.44kb.