voeto.ru страница 1страница 2
скачать файл

4. Парламентские слушания, «правительственные часы», «круглые столы»
Наряду с пленарными заседаниями Государственным Собранием (Ил Тумэн) регулярно проводятся парламентские слушания, «правительственные часы», «круглые столы». За 2011 год проведено 8 парламентских слушаний, 10 «правительственных часов» и 11 «круглых столов».
Проведены следующие парламентские слушания:

1) «О ходе реализации Закона Республики Саха (Якутия) «Об архивном деле в Республике Саха (Якутия)» (парламентские слушания состоялись 20 апреля 2011 года).



Организатор: постоянный комитет Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) по науке, образованию, культуре и средствам массовой информации.

Состав участников: народные депутаты Республики Саха (Якутия), руководители архивных учреждений и муниципальных архивов, представители ведомственных архивов, научных и общественных организаций, средств массовой информации.

С основным докладом выступил руководитель Комитета государственной архивной службы Республики Саха (Якутия) Н.С.Константинов. Он отметил, что сегодня в Российской Федерации и Республике Саха (Якутия) сформирована полноценная законодательная база для поступательного развития архивного дела и обеспечения деятельности государственных, муниципальных и ведомственных архивов. В соответствии с Федеральным законом «Об архивном деле в Российской Федерации» проведение государственной политики в области архивного дела, а также хранение, комплектование, учет и использование архивных документов и архивных фондов на территории субъекта Российской Федерации отнесены к полномочиям субъекта федерации. Сегодня доступ граждан к архивной информации расширен, архивные документы интенсивно используются в различных целях, внедряются информационные технологии и развиваются новые технические средства архивного хранения.

Вместе с тем, перед архивной отраслью Якутии в настоящее время остро стоят проблемы, которые требуют принятия неотложных мер, направленных на реальные результаты, и предполагают значительное вложение финансовых средств.

Главной проблемой современного развития архивной отрасли республики является отсутствие свободной стеллажной площади Национального архива. Архив находится на грани полного прекращения приема документов на вечное государственное хранение, что является проблемой государственного уровня и значения для республики. Государственное учреждение «Центр документов по личному составу Республики Саха», образованное еще в 1998 году и призванное сконцентрировать документы по личному составу ликвидированных учреждений и предприятий со всей территории республики, до сих пор не имеет собственного архивохранилища и занимает часть площадей Национального архива.

Муниципальные архивы после обвального, досрочного принятия документов советских органов и совхозов, местных органов государственной власти, а также других ликвидированных организаций, учреждений и предприятий, находившихся на территории муниципальных районов, также испытывают острый недостаток стеллажной площади. Загруженность муниципальных архивов неравномерна по районам, которая в среднем по республике составляет 91%. По прогнозам архивов, проблема нехватки площадей наиболее остро проявится в течение ближайших 3-4 лет.

В Национальном архиве республики, где хранятся наиболее ценные документы с XVII века, не выдерживается оптимальный температурно-влажностный режим по причине технического и физического износа кондиционерной установки, которая требует срочной замены на более современную. Из-за недостатка финансовых средств низкими темпами осуществляется картонирование документов из бескислотного материала, способствующее обеспечению долговременной сохранности документов.

Архивный фонд Республики Саха (Якутия) является крупнейшим государственным информационным ресурсом республики ретроспективного характера. В настоящее время по внедрению архивных автоматизированных технологий республика серьезно отстала по сравнению с федеральными архивами и архивами ряда субъектов Российской Федерации, и без принятия реальных и неотложных мер с каждым годом это отставание будет все более существенным.

В связи с этим решение вопроса о сохранении документов Архивного фонда Республики Саха (Якутия), его всемерного использования и дальнейшего развития архивного дела республики требует принятия и реализации специального комплекса мероприятий.


2) «О социальной ответственности бизнеса» (общественные слушания состоялись 20 апреля 2011 года).

Организатор: постоянный комитет Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) по экономической, инвестиционной и промышленной политике, предпринимательству и туризму.

Состав участников: народные депутаты Республики Саха (Якутия), ответственные работники министерств и ведомств Республики Саха (Якутия), представители Торгово-промышленной палаты Республики Саха (Якутия), Якутского регионального отделения «ОПОРА России», бизнес-сообщества, общественных организаций, учреждений образования, здравоохранения, культуры, администраций муниципальных образований, юристы, экономисты и другие.

Было высказано много разных предложений и замечаний. В частности, прозвучала мысль о том, что принятие закона в существующей редакции может привести к тому, что бизнес в глазах властей и общества разделится на две категории: «хороший», то есть заключивший соглашение о социальной ответственности, и «плохой», то есть такие соглашения не заключивший. Вследствие этого не исключается давление на предпринимателей, принуждающее их взять на себя обязательства по социальной ответственности.

«Бизнес готов принимать на себя социальные обязательства, но хотел бы перейти к сотрудничеству, базирующемуся на четко структурированной и прозрачной системе, в числе прочего включающей в себя стимулы и поощрения», – говорят предприниматели. При принятии закона «О социальной ответственности бизнеса» во втором чтении они предлагают учесть международный подход к социальной (корпоративной) ответственности бизнеса. Прежде всего, необходимо принять во внимание то, что для социальной ответственности бизнеса далеко не обязательно заключать соглашение с властью. Такое соглашение, естественно, может иметь место в случае частно-государственного партнерства, например, при крупных инвестиционных проектах, имеющих огромное социально-экономическое значение для развития региона. Однако в 99% случаях бизнес сам, без всяких соглашений, должен стремиться быть социально ответственным. А простимулировать такое стремление как раз и есть задача закона «О социальной ответственности бизнеса».
3) «Основные направления реализации проекта по модернизации общего образования, инициированного Председателем Правительства Российской Федерации В.В.Путиным» (парламентские слушания состоялись 20 мая 2011 года).

Организатор: постоянный комитет Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) по науке, образованию, культуре и средствам массовой информации.

Состав участников: народные депутаты Республики Саха (Якутия), руководители и ответственные работники министерств и ведомств Республики Саха (Якутия), научных и образовательных учреждений, средств массовой информации.

С основным докладом выступила заместитель Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Ф.В.Габышева. Целью проекта является модернизация региональных систем общего образования. Среди основных задач – повышение заработной платы учителей, обеспечение качественных условий обучения, развитие материально-технической базы школ, решение проблем малокомплектных школ в сельской местности, модернизация базовых школ, комплектование школьных библиотек и т.д.

Ключевым показателем модернизации общего образования станет повышение фонда оплаты труда учителей с 1 сентября 2011 года в среднем на 30%. Затем в течение двух лет необходимо сделать так, чтобы средняя зарплата учителя вышла на уровень средней заработной платы по экономике в регионе.

Реализация комплексного плана модернизации общего образования будет идти по целому ряду направлений. Это закупка учебно-лабораторного, спортивного оборудования, развитие школьной инфраструктуры, повышение квалификации и переподготовка директоров и учителей общеобразовательных учреждений, модернизация базовых школ путем создания в них центров дистанционного обучения, приобретение транспортных средств для перевозки учеников.

Общий объем финансирования в 2011-2013 годах составит 120 миллиардов рублей. При этом в 2011 году регионам будет выделено 20 миллиардов рублей, в 2012 году – 60 миллиардов рублей, в 2013 году – 40 миллиардов рублей. Якутия из этой суммы за весь период получит примерно 1,2 миллиарда рублей.
4) «Об утверждении отчета об исполнении государственного бюджета Республики Саха (Якутия) за 2010 год» (публичные слушания в режиме видеоконференции состоялись 9 июня 2011 года).

Организатор: постоянный комитет Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) по бюджету, финансам, налоговой и ценовой политике, вопросам собственности и приватизации.

Состав участников: народные депутаты Республики Саха (Якутия), руководители и ответственные работники министерств и ведомств Республики Саха (Якутия), представители общественности, представители улусов и городов Республики Саха (Якутия), средств массовой информации.

С докладом, посвященным итогам социально-экономического развития республики за 2010 год, выступил министр экономики и промышленной политики Республики Саха (Якутия) М.А.Осипов. Кроме того, докладчик обозначил основные задачи социально-экономического развития республики на 2011 год. Среди основных задач – закрепление положительных тенденций роста экономики, создание благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса, стимулирование предпринимательских инициатив, обеспечение занятости, обеспечение сбалансированности бюджетов и повышение эффективности деятельности органов государственной и муниципальной власти. Необходимо стремиться к внедрению новых механизмов государственной поддержки развития сельского хозяйства, повышению конкурентоспособности местных товаропроизводителей, развитию кооперации и товарного производства сельской продукции. Вместе с тем не нужно забывать о повышении доступности жилья и стимулировании жилищного строительства, модернизации образования и здравоохранения, обеспечении полноценной социальной защиты населения.

Об исполнении государственного бюджета Якутии за 2010 год участникам публичных слушаний рассказал исполняющий обязанности министра финансов Республики Саха (Якутия) А.В.Куклин. За 2010 год в государственный бюджет республики поступило доходов в сумме 95 077 740,8 тыс. рублей, или 104,8%, при этом расходы исполнены в сумме 91 496 792 тыс. рублей, или 96,6% от годового плана. Превышение доходов над расходами составило 3 580 948,8 тыс. рублей.

За 2010 год государственный бюджет Республики Саха (Якутия) был уточнен три раза. Первое уточнение подготовлено в целях приведения отдельных положений закона «О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2010 год» в соответствие нормам федерального законодательства для регистрации условий эмиссии и обращения облигаций государственного займа Республики Саха (Якутия) 2010 года, в связи с изменением источников финансирования дефицита, дополнительным поступлением федеральных средств.

Второе уточнение подготовлено в связи с аккумулированием средств государственного бюджета на ликвидацию последствий стихийного бедствия, изменением источников финансирования дефицита, дополнительным поступлением федеральных средств, а также в целях приведения отдельных положений закона «О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2010 год» в соответствие нормам федерального законодательства. Третье уточнение обусловлено изменением прогноза социально-экономического развития Республики Саха (Якутия), дополнительным поступлением собственных и федеральных средств, изменением источников финансирования дефицита государственного бюджета.

Кроме того, в публичных слушаниях в режиме видеосвязи приняли участие представители улусов и городов Якутии. Мероприятие транслировалось во все муниципальные образования республики, некоторые из них получили возможность выйти на прямую связь и задать интересующие их вопросы.


5) «О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2012 год» (публичные слушания состоялись 25 октября 2011 года).

Организатор: постоянный комитет Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) по бюджету, финансам, налоговой и ценовой политике, вопросам собственности и приватизации.

Состав участников: народные депутаты Республики Саха (Якутия), руководители и ответственные работники министерств и ведомств Республики Саха (Якутия), представители общественности, представители улусов и городов Республики Саха (Якутия), средств массовой информации.

С информацией о прогнозе социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) выступил министр экономики и промышленной политики М.А.Осипов, о проекте государственного бюджета республики на 2012 год – министр финансов Республики Саха (Якутия) В.А.Новиков.

За основу при разработке государственного бюджета был принят базовый вариант прогноза социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на 2012-2016 годы, который исходит из консервативного варианта сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации, предполагающего более высокий курс доллара США, а также более высокие темпы внутренней инфляции. Более низкие темпы роста промышленного производства и низкие темпы роста реальных доходов населения.

Таким образом, основные характеристики государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на 2012 год, определенны исходя из прогнозируемого объема валового регионального продукта в размере 452,5 млрд. рублей (в 2011 году – 411,6 млрд. рублей) и уровня инфляции, не превышающего 6,2% (в среднем за год).

При расчете объема доходов государственного бюджета учитывались положения одобренных 7 июля 2011 года Правительством Российской Федерации основных направлений налоговой политики на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов и, соответственно, предполагаемые к принятию в 2011 году изменения и дополнения в налоговое и бюджетное законодательство, а также изменения налогового законодательства республики, вступающие в силу с 1 января 2012 года:

1) индексация специфических ставок акцизов на подакцизную продукцию, в том числе установление ставок акцизов:

- на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов с 1 июля 2012 года в размере 300 руб. за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизной продукции (увеличение против 2011 года на 69 руб.), с 1 января 2013 года – 400 руб., с 1 января 2014 года – 500 руб.;

- на спирт этиловый из всех видов сырья с 1 июля 2012 года в размере 44 руб. за 1 литр безводного этилового спирта (увеличение против 2011 года на 10 руб.), с 1 января 2013 года – 59 руб., с 1 января 2014 года – 74 руб.;

- на автомобильный бензин: не соответствующий классу 3, или классу 4, или классу 5 с 1 января 2014 года в размере 10 462 руб. за 1 тонну, класса 3 – 10 066 руб., класса 4 и класса 5 – 9 416 руб. с увеличением против 2013 года на 951 руб., 915 руб. и 856 руб. соответственно;

- на дизельное топливо: не соответствующее классу 3, или классу 4, или классу 5 с 1 января 2014 года в размере 6 050 руб. за 1 тонну, класса 3 – 5 719 руб., класса 4 и класса 5 – 5 427 руб. с увеличением против 2013 года на 550 руб., 520 руб. и 493 руб. соответственно;

- на масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей с 1 января 2014 года в размере 8 260 руб. за 1 тонну с увеличением против 2013 года на 751 руб.;

- на прямогонный бензин с 1 января 2014 года в размере 10 579 руб. за 1 тонну с увеличением против 2013 года на 962 руб.;

2) установление норматива зачисления в доходы федерального бюджета акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9% в размере 60 процентов (в рамках сбалансированного предложения в связи с переводом полиции на финансовое обеспечение за счет средств федерального бюджета);

3) отмена льгот по региональным налогам (налогу на имущество организаций и транспортному налогу) для учреждений и организаций, финансируемых из государственного и местных бюджетов.

С учетом всех изменений налогового и бюджетного законодательства и прогноза социально-экономического развития республики основные параметры государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на 2012 год предусмотрены по доходам в сумме 109 732,3 млн. рублей, расходы составят 114 125,9 млн. рублей. Дефицит государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в 2012 году прогнозируется установить в сумме 4 393,6 млн. рублей, или 7,4% к объему доходов государственного бюджета Республики Саха (Якутия) без учета безвозмездных поступлений.
6) «О реализации Программы модернизации здравоохранения Республики Саха (Якутия) на 2011-2012 годы» (парламентские слушания состоялись 26 октября 2011 года).

Организатор: постоянный комитет Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) по здравоохранению, социальной защите, труду и занятости.

Состав участников: народные депутаты Республики Саха (Якутия), руководители и ответственные работники министерств и ведомств Республики Саха (Якутия), представители общественности, лечебно-профилактических учреждений, представители улусов и городов Республики Саха (Якутия), средств массовой информации.

С основным докладом выступил министр здравоохранения Республики Саха (Якутия) А.В.Горохов, который рассказал о ходе реализации программы модернизации здравоохранения Республики Саха (Якутия) на 2011-2012 годы.

Модернизация системы здравоохранения Республики Саха (Якутия) призвана решить задачи по укреплению материально-технической базы медицинских учреждений, внедрению современных информационных систем, стандартов медицинской помощи, повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, в том числе предоставляемой врачами-специалистами.

Программа рассчитана на два года, общий объем финансирования составляет 8,195 млрд. рублей. Источниками поступления средств являются бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования и республиканский бюджет.

На реализацию программы за период с апреля по август 2011 года поступил 1 млрд. 510 млн. рублей, в том числе: на укрепление материально-технической базы – 1 млрд. 76 млн. рублей; на внедрение информационных систем – 75,5 млн. рублей, на внедрение стандартов медицинской помощи и повышение доступности амбулаторной помощи – 358,3 млн. рублей.

Мероприятия программы модернизации здравоохранения направлены, в первую очередь, на решение приоритетной задачи: снижение общей смертности от основных причин, а именно от заболеваний системы кровообращения, от внешних причин и от онкологических заболеваний.

С 2011 года Республика Саха (Якутия) вошла в программу совершенствования медицинской помощи больным с сосудистыми заболеваниями, в рамках которой созданы региональный сосудистый центр на базе Республиканской больницы № 2 – Центра экстренной медицинской помощи и два первичных сосудистых отделения в Мирнинской и Нерюнгринской центральных районных больницах. В рамках программы модернизации будут открыты первичные сосудистые отделения еще в двух муниципальных образованиях – селе Майя Мегино-Кангаласского улуса и городе Нюрба. Предварительные данные по итогам 9 месяцев 2011 года свидетельствуют о снижении смертности от острого инфаркта миокарда и острых нарушений мозгового кровообращения.

По программе модернизации здравоохранения в 2012 году запланирован ввод в строй поликлиники кардиологического диспансера, в 2011 году завершится проектирование стационара с диагностическим блоком кардиососудистого центра.

Снижению смертности от травм и отравлений будет способствовать доступность специализированной медицинской помощи населению путем открытия по-современному оснащенных межрайонных травматологических отделений.

В сфере снижения смертности от онкологических заболеваний на первичном уровне планируется открытие онкологических кабинетов практически во всех районах, внедрение стандартов оказания медицинской помощи по наиболее распространенным злокачественным новообразованиям.

В соответствии с поручением Президента Российской Федерации в рамках программы «Жилище» разрабатывается подпрограмма по обеспечению жильем медицинских работников – молодых специалистов и по предоставлению компенсационных выплат в размере 1 млн. рублей при направлении на работу в учреждения здравоохранения, расположенные в сельской местности.

Особое внимание сегодня уделяется информатизации здравоохранения. В рамках реализации мероприятий программы планируется внедрение электронной записи к врачу с использованием сети Интернет, внедрение единой электронной медицинской карты.

Вместе с тем следует отметить, что материально-техническая база большинства лечебно-профилактических учреждений, оснащенность их медицинским оборудованием не соответствуют современным требованиям.

Проблемным остается кадровое обеспечение здравоохранения, сохраняется диспропорция обеспечения медицинскими кадрами учреждений здравоохранения крупных населенных пунктов и сельской местности.

Решение задач по дальнейшему совершенствованию системы здравоохранения Республики Саха (Якутия) возможно на основе программно-целевого подхода с проведением комплекса социально-экономических и организационных мероприятий. В целях рационального использования средств программы необходимы консолидация усилий всех участников ее реализации, контроль за целевым расходованием финансовых средств, а также меры по повышению прозрачности и эффективности осуществляемых закупок.
7) «О ходе исполнения Закона Республики Саха (Якутия) «О кочевых школах Республики Саха (Якутия)» (парламентские слушания состоялись 6 декабря 2011 года).

Организатор: постоянный комитет Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) по науке, образованию, культуре и средствам массовой информации.

Состав участников: народные депутаты Республики Саха (Якутия), руководители и ответственные работники министерств и ведомств Республики Саха (Якутия), научных и образовательных учреждений, средств массовой информации.

С основным докладом выступила заместитель Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Ф.В.Габышева.

В 2011-2012 учебном году функционируют 13 кочевых образовательных учреждений в 11 улусах республики с контингентом учащихся и воспитанников 184 детей. В соответствии с Законом Республики Саха (Якутия) «О кочевых школах Республики Саха (Якутия)», эти образовательные учреждения организованы по следующим базовым моделям: кочевая школа-сад (4), стационарно-кочевая школа (6), сезонная (летняя) кочевая школа (3). По национальному составу разделяются на 7 эвенских, 4 эвенкийских и по одной долганской и чукотской школе, по ведению традиционных видов хозяйствования – 9 оленеводческой, 2 рыболовецкой и 1 охотоведческой направленности. Кочевые школы реализуют различные ступени и виды образования: 5 – дошкольное образование, 13 – начальное общее образование, 8 – основное общее образование, 4 – старшее общее образование.

Закон Республики Саха (Якутия) «О кочевых школах Республики Саха (Якутия)» направлен на организацию в местах традиционного природопользования и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера бесплатного обучения детей без отрыва их от родителей, гарантирующего доступ к достижениям мировой цивилизации, изучение собственной истории, национальной культуры, родного языка и традиционного хозяйствования, воспитание национального достоинства для создания условий восстановления, сохранения и защиты исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера.

Закон Республики Саха (Якутия) «О нормативах финансирования расходов на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального, общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях» устанавливает нормативы финансирования расходов в расчете на одного обучающегося в год, в том числе в кочевых, через установление коэффициента 3,0 к методике объема субвенции.

Все кочевые школы по маршруту кочевья имеют постройки, приспособленные под учебное помещение. Такие постройки имеют стационарно-кочевые школы, функционирующие при родовых кочевых общинах. В летний период используются палатки. Школы обеспечены оргтехникой, спортивным инвентарем и электронными учебниками по всем предметам.

По проекту ЮНЕСКО «Содействие распространению грамотности среди школьников, принадлежащих к коренным народам, путем укрепления потенциала системы общинного образования у кочевых народов Севера Республики Саха (Якутия)» 9 пилотных кочевых школ приобрели оргтехнику (персональные компьютеры, ноутбуки, принтеры, ламинаторы), аудио-видео технику (телевизор с малым энергопотреблением, ДВД плеер, видеокамеры, фотоаппараты), специализированное оборудование, используемое в экстремальных условиях Арктики (печь «Синель», палатки, бензопилы, источники солнечной энергии, электродвижки ELEMAX SHX 2000), средства связи (радиостанции «Яшма», портативная рация Фри Квенси Рэйнж). По государственной целевой программе развития образования Якутии на 2007-2011 годы в целях обеспечения доступности качественного образования для детей кочующих народов Севера и для решения их транспортных нужд выделены 8 снегоходов «Буран СБ 640А», солнечно-световые панели, зимние палатки, спутниковые телефоны, радиостанции.

В целях реализации Закона Республики Саха (Якутия) «О кочевых школах Республики Саха (Якутия)» по заявкам кочевых школ ежегодно улучшается материально-техническая база, выделяются моторные лодки, снегоходы «Буран», все школы обеспечены мини-лабораториями по физике, химии, биологии, обновляются учебно-методическими комплектами.

Характерной особенностью организации образовательного процесса в кочевых образовательных учреждениях являются малая наполняемость классов, разновозрастной состав учащихся, вариативность учебного графика с учетом специфики традиционного хозяйствования, вахтовый метод обучения, повышенная потребность использования дистанционных форм обучения и т.д. В связи с этим к педагогам кочевых образовательных учреждений предъявляются особые требования: способность к жизнедеятельности в экстремальных условиях кочевья, знание языка, культуры и традиционного хозяйствования коренных малочисленных народов Севера, готовность к преподаванию нескольких предметов, владение современными педагогическими и информационными технологиями обучения.

Необходима специальная подготовка педагогических кадров широкого профиля по индивидуальному образовательному плану профессионального образования, что, потребует внесения корректировок в федеральные государственные образовательные стандарты. Подготовка таких специалистов должна способствовать оптимизации учебно-воспитательного процесса, квалифицированно расширяя потенциальные возможности одного учителя вместо двух-трех учителей и воспитателей.

В настоящее время в кочевых образовательных учреждениях работают учителя начальных классов, родного и русского языков и других предметов, прошедшие курсы в Институте повышения квалификации работников образования Республики Саха (Якутия).
8) «О ходе реализации Концепции устойчивого развития арктических улусов и мест компактного проживания коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) до 2020 года» (парламентские слушания состоялись 21 декабря 2011 года).

Организатор: постоянный комитет Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) по проблемам Арктики и коренных малочисленных народов Севера.

Состав участников: народные депутаты Республики Саха (Якутия), руководители и ответственные работники министерств и ведомств Республики Саха (Якутия), представители арктических улусов, научных учреждений, средств массовой информации.

С основным докладом выступила первый заместитель руководителя Департамента по делам народов Республики Саха (Якутия) Л.С.Иванова.

Органами исполнительной власти республики в рамках реализации приоритетных национальных проектов «Образование», «Здоровье», «Комфортное и доступное жилье – гражданам России» и «Развитие АПК» проведены отраслевые мероприятия по обеспечению качественным образованием, охраны здоровья населения, доступным жильем и развития агропромышленного комплекса.

На первом этапе приняты соответствующие меры по совершенствованию системы правовой защиты в области сохранения исконной среды обитания, традиционного природопользования и экологической безопасности. В настоящее время в республике права коренных малочисленных народов Севера регулируют 19 законов, отдельные нормативные правовые акты, которые создают соответствующую правовую основу для защиты исконной среды обитания, традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера, обеспечения их традиционной хозяйственной деятельности. Законодательно закреплена основа их хозяйственной деятельности – северное домашнее оленеводство.

В арктических улусах и местах компактного проживания коренных малочисленных народов Севера создаются условия для развития рынка потребительских товаров и услуг.

В рамках реализации Закона Республики Саха (Якутия) «Об особом режиме завоза грузов в арктические и северные улусы Республики Саха (Якутия)» разработана и реализована республиканская целевая программа «Государственная поддержка обеспечения населения и учреждений социальной сферы арктических и северных районов (улусов) Республики Саха (Якутия) потребительскими товарами на 2006-2010 годы», на реализацию которой из всех источников было направлено свыше 1 млрд. рублей. В результате принятых мер была обеспечена потребность населения арктических улусов в товарах первой необходимости, достигнута цель по обеспечению доступных цен на рынке потребительских товаров.

Профинансированы работы по проведению ремонта мостовых переходов на участке Усть-Куйга – Депутатский автодороги «Яна» на сумму 25,1 млн. рублей, на содержание автодорог выделено 210,6 млн. рублей, на проектирование и ремонт автодороги «Арктика» на участке Зырянка – Угольное – 70 млн. рублей. За 2011 год в целом на содержание сезонных автомобильных дорог на территории арктической группы улусов направлено 181,7 млн. рублей.

Принимаются меры по регулированию тарифов по внутриулусной перевозке авиапассажиров арктических улусов. В 2009 году произведено 558 социально-значимых авиарейсов, перевезено 10920 пассажиров. При этом расходы республиканского бюджета составили 56,4 млн. рублей. В 2010 году количество таких авиарейсов составило 581, перевезено 11542 пассажиров. Из средств республиканского бюджета на субсидирование авиатарифов было направлено 64,3 млн. рублей.

В результате реализации мероприятий республиканской целевой программы «Электронная Якутия на период 2009-2011 годы», в арктической группе улусов и местах компактного проживания коренных малочисленных народов Севера, получили развитие все подотрасли информатизации и связи. Установлены цифровые АТС, проводится подключение к широкополосному доступу к интернету. Сотовой связью охвачены улусные центры и часть наслегов Абыйского, Аллаиховского, Анабарского, Булунского, Жиганского, Верхоянского, Момского, Нижнеколымского, Оленекского, Среднеколымского, Усть-Янского и Эвено-Бытантайского улусов.

В арктической группе улусов функционирует сеть отделений почтовой связи ФГУП «Почта России», которая представлена 73 отделениями почтовой связи. Отделениями почтовой связи арктической группы улусов предоставляются все виды почтовых услуг. Через отделения почтовой связи пенсии и пособия получают 16,6 тыс. пенсионеров. Также на основании заключенных договоров через них выплачиваются республиканские доплаты к пенсиям, детские пособия, субсидии малоимущим, пособия безработным, родительские компенсации, принимаются платежи за услуги электросвязи и жилищно-коммунального хозяйства, за пользование лесным фондом, налоговые платежи и оплата услуг сотовой связи.

Меры по формированию условий для устойчивого, социально-экономического развития муниципальных образований арктической группы улусов осуществлены в рамках реализации мероприятий республиканской целевой программы «Государственная поддержка местного самоуправления в Республике Саха (Якутия) на 2009-2011 годы».

Собственность муниципальных образований арктической группы улусов сформирована в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» путем передачи государственного имущества в муниципальную собственность. За период 2003-2010 годов в муниципальную собственность 12 арктических улусов передано государственного имущества с общей остаточной стоимостью на сумму 65,5 млрд. рублей.

В 2009 году из средств федерального бюджета на поддержку экономического и социального развития коренных малочисленных народов Севера республики было выделено 26,5 млн. рублей. В 2010 году на эти же цели из средств федерального бюджета было направлено 65,3 млн. рублей, которые, в свою очередь, были направлены на софинансирование строительства школы в с. Сасыр Момского улуса, общежития для медработников в г. Якутске и закупа оленей для с. Ойотунг Аллаиховского улуса.

Вместе с тем, несмотря на принятые меры по реализации плана действий, по уровню развития как производственной, так и социальной инфраструктуры и по ряду других параметров арктические улусы значительно отстают от показателей многих улусов республики. В арктических улусах и местах компактного проживания коренных малочисленных народов Севера, развитие экономики и социальной сферы сдерживается технологическим и структурным отставанием энергетики, коммунального хозяйства, связи, информатизации.

Не решены вопросы создания единой транспортной системы Севера, восстановления арктической транспортной коммуникации – Северного морского пути. Состояние сети автомобильных дорог не отвечают требованиям устойчивого развития арктических улусов. Острой проблемой становятся «бесхозные» дороги. Значительное число сельских населенных пунктов не имеют связи с сетью дорог общего пользования, крайне мало число автомобильных дорог с твердым покрытием.

В связи с низким уровнем среднемесячной заработной платы населения арктических улусов и мест компактного проживания малочисленных народов тарифы пассажирских авиаперевозок практически недоступны.

Отмечается спад объемов производства продукции традиционных отраслей. Наблюдается тенденция сокращения численности поголовья оленей, снизилась добыча промысловой пушнины, сокращаются объемы вылова рыбы. Большинство объектов социальной инфраструктуры находится в ветхом, аварийном состоянии. Повышенный износ также имеют котельное хозяйство и тепловые сети.

Существующая сеть образовательных учреждений не обеспечивает потребности коренных малочисленных народов Севера в образовании. Школы испытывают недостаток учебно-методической литературы, пособий для внеклассного чтения, особенно на языках коренных народов. Особой проблемой является обучение родному языку, который в школах изучают не более 40 процентов учащихся. Увеличивается количество школ, находящихся в аварийном состоянии и требующих капитального ремонта, не до конца решена проблема создания малокомплектных школ. Существуют проблемы в сфере организации кочевых школ, обусловленные введением общеобразовательных стандартов, переходом на нормативную систему оплаты труда учителей, особенностями кочевого образа жизни.

Как результат сокращения числа врачебных амбулаторно-поликлинических учреждений и фельдшерско-акушерских пунктов в регионе, отмечен рост численности зарегистрированных больных. В регионе демографическая ситуация остается сложной.

Продолжается процесс утери национальной культуры, традиций, обычаев и других важнейших составляющих культурного и духовного развития коренных народов. Сокращена сеть культурно-просветительных учреждений. Около 30 процентов клубных учреждений и 20 процентов библиотек требуют капитального ремонта.

Крайне негативно на судьбе малочисленных северных народов сказалось промышленное освоение Севера, которое обернулось уничтожением естественной природно-биологической среды, изменением привычного образа жизни, утерей культурного наследия и обычаев коренных малочисленных народов Севера.
Проведены следующие «правительственные часы»:

1) «Об итогах реализации в 2010 году Программы государственных гарантий оказания населению Республики Саха (Якутия) бесплатной медицинской помощи» («правительственный час» состоялся 28 февраля 2011 года).

С основным докладом перед парламентариями выступил министр здравоохранения Республики Саха (Якутия) А.В.Горохов. На реализацию программы государственных гарантий оказания населению республики бесплатной медицинской помощи в 2010 году было выделено 13,4 млрд. рублей. Программа утверждена с дефицитом в 18,5%, что составляет около 3 млрд рублей.

Рост финансирования на одного жителя увеличился с 13,1 тысячи рублей в 2009 году до 14,4 тысячи рублей в 2010 году, а из средств по программе обязательного медицинского страхования – с 5,76 тысячи рублей в 2009 году до 6,58 тысячи рублей в 2010 году.

В 2010 году на территориальную программу обязательного медицинского страхования было направлено 6,1 млрд рублей. Проверкой целевого использования средств выявлены нарушения. В частности, из 51 проверенной медицинской организации нарушения на сумму в 14,9 млн рублей были выявлены в 34 медицинских организациях. Лидирует в этом рейтинге Вилюйская центральная районная больница (ЦРБ) с нецелевым использованием 3,6 млн рублей, затем идут Абыйская ЦРБ (2,8 млн рублей), Усть-Янская ЦРБ (2,1 млн рублей), Кобяйская (1,3 млн рублей). Восстановлено 10,8 млн рублей.
2) «О реализации Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» («правительственный час» состоялся 12 апреля 2011 года).

С основным докладом выступил министр труда и социального развития Республики Саха (Якутия) Н.Н.Дегтярев.

В настоящее время единственным видом государственной поддержки граждан при переселении из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в более благоприятные для проживания регионы страны является социальная выплата на приобретение жилья.

В целом ситуацию по предоставлению жилищных субсидий (сертификатов) можно охарактеризовать как достаточно напряженную. Это обусловлено тем, что, несмотря на длительные сроки реализации программ по переселению жителей из районов Крайнего Севера, численность желающих выехать, а также сроки ожидания мер государственной поддержки по переселению практически не сокращаются.

По данным на 1 января 2011 года, в республике в очереди на получение жилищных субсидий (сертификатов) в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей состояло 12425 семей (31107 человек). Среди них есть выезжающие из закрывающихся населенных пунктов – 130 семей (332 человека), инвалиды I и II групп, инвалиды детства – 1357 семей (3436 человек), пенсионеры – 7633 семей (17584 человека), безработные – 71 семья (220 человек), работающие – 3234 семьи (9535 человек). По сравнению с 2010 годом численность семей, желающих выехать из республики, увеличилась на 1421 (3426 человек).

Наибольшее количество граждан, желающих выехать из республики, зарегистрировано в промышленных районах: Нерюнгринский район – 2890 семей (6969 человек), или 23,3 %; Мирнинский район – 2373 семьи (5908 человек), или 19,1 % от общего количества семей. Также значительное количество семей состоят на учете в Кобяйском (862), Ленском (650), Оймяконском (759), Томпонском (615), Усть-Майском (607), Усть-Янском (696) улусах (районах) республики.

Для более половины желающих получить жилищные субсидии срок ожидания государственной поддержки составляет от 7 до 12 лет.

Финансирование мероприятий по реализации Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» до 2006 года осуществлялось из средств федерального бюджета в рамках реализации федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы. С 2006 года указанные мероприятия объединены с рядом других подпрограмм («Государственные жилищные сертификаты», «Обеспечение жильем участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф» и др.) в подпрограмму «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы.

Несмотря на то, что финансирование из федерального бюджета имеет положительную тенденцию, количество сертификатов, выдаваемых гражданам, сокращается. Так, в 2004 году объем финансирования составил 150,7 млн. рублей, выдано 255 сертификатов, в 2005 году выдано 362 сертификата на сумму 211,7 млн. рублей, в 2006 году – 85 сертификатов на 62,7 млн. рублей, в 2007 году – 323 сертификата на 354,1 млн. рублей, в 2008 году – 108 сертификатов на 328,2 млн. рублей, в 2009 году – 122 сертификата на 344,7 млн. рублей. Сертификаты в эти годы выдавались жителям закрываемых поселков. В 2010 году сертификаты выдавались выезжающим из закрываемых населенных пунктов (41) и инвалидам I и II групп, инвалидам детства (156). Всего выдано 197 сертификатов на общую сумму 433,6 млн. рублей.

Это обстоятельство обусловлено значительным ростом стоимости жилья в последние годы, а также тем, что большинство граждан, получающих сертификаты, выбирают для дальнейшего проживания регионы с высокой стоимостью жилья, в частности г. Москву.

В связи с этим республика неоднократно обращалась к Председателю Правительства Российской Федерации, в Министерство регионального развития Российской Федерации с предложениями о внесении изменений в Федеральный закон «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей». Например, в статью 5 федерального закона предлагается внести изменения в части применения при определении размера жилищных субсидий норматива стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по Российской Федерации. Также предлагается дополнить закон статьей, которая бы разрешала гражданам использовать социальную выплату на приобретение жилья в более благоприятных по климатическим условиям и экономически развивающихся районах того же субъекта Российской Федерации или федерального округа.

Эти предложения учтены в проекте федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», который принят в первом чтении.

В соответствии с федеральным законодательством сформирован и утвержден список граждан, изъявивших желание получить сертификаты в 2011 году. В данный список включены 596 семей, в том числе 20 – из закрывающихся населенных пунктов, 576 – из числа инвалидов I и II группы, инвалидов детства. В федеральном бюджете на 2011 год на предоставление сертификатов гражданам, выезжающим из республики, предусмотрено 410 399,1 тыс. рублей. Количество граждан, которые в пределах выделенных республике средств, смогут получить сертификаты в 2011 году, будет определено при утверждении Министерством регионального развития Российской Федерации средней рыночной стоимости 1 квадратного метра жилья в субъектах Российской Федерации. Это не более 160-165 семей.

Также вызывает обеспокоенность снижение объемов финансирования на 2012-2013 годы – 286,1 и 142,6 млн. рублей соответственно.


3) «О работе объектов жилищно-коммунального хозяйства и предприятий топливно-энергетического комплекса Государственного унитарного предприятия «Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)» («правительственный час» состоялся 29 апреля 2011 года).

С основным докладом, посвященным работе объектов жилищно-коммунального хозяйства и предприятий топливно-энергетического комплекса республики в 2010-2011 годах, выступил министр жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) А.А.Антоненко. В частности, министр ознакомил с итогами прохождения отопительного сезона 2010-2011 годов.

Государственное унитарное предприятие «Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)» обслуживает 1085 котельных, 1360 км. тепловых сетей, 510 км. сетей водоснабжения, 358 км. канализационных сетей. Отопительный сезон был начат 16 августа 2010 года. Запуск объектов к отопительному сезону завершился 29 сентября. Оформление паспортов готовности произведено к 15 ноября. На реализацию плана ремонтной программы предусматривалось 662 млн. рублей, фактически освоено 736 млн. рублей (111%).

Для подготовки объектов к отопительному сезону были проведены капитальный и текущий ремонты, а также выполнены работы по восстановлению основных средств. Всего на эти цели выделено 468 млн. рублей, фактическое выполнение составляет 585 млн. рублей (125%). Все объекты были подготовлены вовремя. Произведена замена 195 котлов, 178 насосов, 24 дымососов, 82 км. тепловых сетей, 16,2 км. водопроводных сетей и 5 км. канализационных сетей.

Для ликвидации аварийных котельных и перевода их с нефтяного топлива на уголь по ремонтной программе 2010 года было запланировано строительство 15 новых котельных в восьми районах. На данный момент введено в эксплуатацию 12 новых котельных, ввод еще 3 котельных планируется к началу следующего отопительного сезона. Причина переноса сроков – поздняя поставка материалов.

В целом план завоза продукции производственно-технического назначения в 2010 году выполнен на 99,7 %. Недопоставка произошла в Вилюйской и Центральной группах улусов из-за поздней поставки материалов поставщиками.

В целях оперативного устранения аварийных ситуаций в районах были созданы 7 страховых баз. К началу отопительного сезона страховые базы были укомплектованы продукцией производственно-технического назначения на сумму 18,5 млн. рублей, что составляет 100 % от плана.

Общий объем завезенного топлива в 2010 году для нужд Государственного унитарного предприятия «Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)» составляет 969 тыс. тонн на сумму 5,2 млрд. рублей. В том числе наземным путем доставлено 599 тыс. тонн на сумму 2,3 млрд. рублей, водным путем доставлено 370 тыс. тонн, затраты на навигацию составили 2,9 млрд. рублей. В целом план по завозу 2010 года исполнен на 100%. В ходе завоза возникли определенные трудности по обеспечению доставки в связи с природно-климатическими явлениями на реках Яна, Анабар. Котельное топливо, не завезенное в период навигации 2010 года, было отгружено и доставлено автозимниками.

В рамках реализации Государственной программы «Реформирование и развитие жилищно-коммунального комплекса Республики Саха (Якутия) на 2007-2011 годы» в период с 2008 по 2010 годы приобретено 244 резервных источника питания на общую сумму 123 млн. рублей. В настоящее время оснащенность резервными источниками питания составляет 70%. Для доведения до 100%-ного оснащения объектов жизнеобеспечения необходимо приобретение 292 дизельных генераторов на сумму 334 млн. рублей.

В течение отопительного периода 2010-2011 годов на объектах Государственного унитарного предприятия «Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)» произошли 2 аварийные ситуации в поселках Быков Мыс и Тикси Булунского улуса (района), 25 технологических нарушений, не понесших нарушение жизнедеятельности населения. В целом следует отметить тенденцию к снижению технологических нарушений. Одной из основных причин произошедших аварийных ситуаций является физический износ основного и вспомогательного оборудования и ненадлежащее исполнение своих обязанностей лицами, ответственными за безаварийную и безопасную работу объектов теплоснабжения

Для подготовки к отопительному сезону 2011-2012 годов по ремонтной программе запланировано выполнить мероприятия на сумму 854,8 млн. рублей. Из этой суммы 685,3 млн. рублей выделено на замену изношенного оборудования, инженерных сетей, капитальный и текущий ремонт. Планируется подготовить 1052 котельных, 1420 км. тепловых сетей, 530 км. водопроводных сетей, 361 км. канализационных сетей. Для восстановления изношенного оборудования и тепловых сетей в 2011 году запланировано заменить 251 котел, 198 насосов, 97 дымососов, а также будет произведена замена теплосетей общей протяженностью 109,8 км., 11 км. водопроводных сетей, 5,2 км. канализационных сетей.

Для выполнения мероприятий по снижению сверхнормативных затрат выделено 168,8 млн. рублей на установку энергосберегающего оборудования, реконструкцию сетей и строительство двух котельных в Амгинском улусе (районе) с переводом с нефти на уголь.

Для своевременной комплектации продукцией производственно-технического назначения по ремонтной программе 2011 года проведены тендеры и заключены договоры с поставщиками на общую сумму 458 млн. рублей. Общий объем завозимого в 2011 году топлива составляет 958 тыс. тонн на сумму 6,77 млрд. рублей. Наземным путем доставляется 593 тыс. тонн на сумму 2,8 млрд. рублей. На данный момент завершены зимние перевозки топливно-энергетических ресурсов, перевезено 281 тыс. тонн. В период навигации 2011 года планируется доставить 365 тыс. тонн, затраты на навигацию составят 3,97 млрд. рублей. Все договоры на поставку, перевозку топливно-энергетических ресурсов в период навигации заключены.
4)

скачать файл


следующая страница >>
Смотрите также:
4. Парламентские слушания, «правительственные часы», «круглые столы»
515.18kb.
Заседание Правительственного совета по развитию кинематографии Госдума: Парламентские слушания: о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами; Круглый стол «Законодательство об административных правонарушениях
208.46kb.
Успешно прошел с 25 по 27 октября 2011 года в Санкт-Петербурге, в Международном центре делового сотрудничества
58.62kb.
Соболева А. К
38.3kb.
Куцеволова Марина Валерьевна Класс 9-ый Четверть I, II, III, IV виды учебной деятельности (в час) лекции 26 ч. Практические работы 3 ч. Круглые столы 3 ч. Тестовая контрольная работа
335.58kb.
Руководство по эксплуатации Таймер «Мастер игры»
31.85kb.
Наручные цифровые часы для занятия фитнессом и спортом.
89.78kb.
Объявлены публичные слушания
11.76kb.
О предстоящем возведении тэс «Полярная» в г. Салехарде Корпорация «Урал Промышленный Урал Полярный» проведет общественные слушания относительно возведения тэс «Полярная» в г. Салезарде
508.07kb.
Учебник подготовлен Петербургским клубом с разрешения apda. Парламентские Дебаты. Американский формат
599.15kb.
Прошедшие в Португалии 27 сентября парламентские выборы дали предсказуемые, но неоднозначные результаты
51.88kb.
1. формой круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные
324.78kb.