voeto.ru страница 1страница 2 ... страница 17страница 18
скачать файл





Согласовано Руководитель Управления по делам образования культуры, молодежи

(Первухина О.Н.)

________________

«____»__________2011г.



Рассмотрена и принята Советом школы Протокол № 4 от 25 августа 2011 года.

.



Рассмотрен и утверждён

на педагогическом совете

Протокол № 7

от «20» июня 2011 г.





УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

________ Н.А.Сироткина

«____»________2011 г.

Основная образовательная программа начального общего образования

Муниципального казённого общеобразовательного учреждения

«Яснополянская основная общеобразовательная школа»

Далматовского района Курганской области





2011 год


  1. Пояснительная записка

Основная образовательная программа начального общего образования муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Яснополянская ООШ» (далее ООП НОО школы) разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утверждён приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, внесены изменения приказом Минобрнауки России от 26.11.2010 г. № 1241) на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования (протокол № 1 от 24-25 июля 2010 г. заседания Координационного совета при Департаменте общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации) с учетом региональных особенностей Курганской области, типа и вида образовательного учреждения, а также образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса.

ООП НОО школы определяет содержание образования и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Концептуальные основы ООП НОО.

Альтернативой традиционной школе в современной системе образования являются образовательные учреждения нового типа - вариативные, открытые, устраняющие «одинаковость» образования и в то же время обеспечивающие освоение воспитанниками общекультурного образовательного ядра, организующие обучение с учетом задатков, склонностей, способностей и интересов детей, достигнутого ими уровня развития и обученности. Они ориентируются, с одной стороны, на учебные возможности обучающихся, их жизненные планы и родительские ожидания, а с другой - на требования федеральных образовательных стандартов.

Концепция школы опирается на следующие положения:

1. Современная школа - общеобразовательное учреждение, обеспечивающее получение среднего (полного) общего образования, необходимого для продолжения обучения в университетах и других высших учебных заведениях.

2. Приоритетным направлением профильного обучения в школе является многопрофильный, вариативный и дифференцированный подходы к организации обучения на старшей ступени с учетом индивидуальных потребностей и запросов учащихся и родителей.

3. Образовательный процесс в школе должен предусматривать передачу обучающимся таких методов мышления, которые обеспечивали бы не только познание и исследование, но и проектирование нестандартных решений, преобразование сложившейся жизненной ситуации. Образование должно быть направлено на формирование основных компетенций личности, составляющие основы жизненного самоопределения.

4. Важнейший принцип работы школы - ориентация на обновление методов обучения, использование эффективных образовательных технологий. Это выражается в замене монологических методов предъявления учебной информации диалоговыми формами общения педагогов с учениками и учащихся между собой, в повышении уровня учебной самостоятельности обучающихся.

5. Основополагающие педагогические законы школы - уважение к личности ученика, восхождение к индивидуальности каждого, стремление оказать любую поддержку ученику, развивая его способности; демократический стиль в организации образовательного процесса.




Паспорт программы:

Тип программы: основная образовательная программа начального общего образования

Статус программы: определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования

Назначение программы:

  • для обучающихся (слушателей) образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;

  • для педагогических работников МКОУ «Яснополянская ООШ» Далматовского района программа определяет приоритеты в содержании и особенности организации образовательного процесса на ступени начального общего образования, способствует интеграции и координации деятельности по реализации программы;

  • для администрации МКОУ «Яснополянская ООШ» программа является основанием для определения качества реализации начального общего образования.

Категория обучающихся: учащиеся 1-4-х классов МКОУ«Новопетропавловская СОШ«Яснополянская ООШ» Далматовского района

Сроки освоения программы: 4 года.

Объем учебного времени:






1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

итого

Обязательная часть

660

748

748

765

2921

Часть, формируемая участниками образовательного процесса, не более установленного объема.



102

102

85

289

Максимально допустимая годовая нагрузка

660

850

850

850

3210

Внеурочная деятельность (кружки, секции, проектная деятельность и др.), не более установленного объема

330

340

340

340

1350

Всего



990

1190

1190

1190

4560



Содержание

  1. Пояснительная записка.

  2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.

  3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

  4. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования.

  5. Программы отдельных учебных предметов.

  6. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

  7. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.

  8. Программа коррекционной работы.

  9. Учебный план образовательного учреждения.

  10. Система условий реализации основной  образовательной  программы в соответствии с требованиями Стандарта.

Основная образовательная программа начального общего образования формируется с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения. Начальная школа — особый этап в жизни ребёнка, связанный:



  • с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка — с переходом к учебной деятельности

  • с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;

  • с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика

  • с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности;

  • с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;

  • с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.

Учитываются также характерные для младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет): центральные психологические новообразования, формируемые на данной ступени образования: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов; ·развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения.

Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

Достижение цели позволяет обеспечить решение следующих задач:



  1. Создать условия для реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в рамках учебной и внеучебной деятельности.

  2. Заложить фундамент становление основ  гражданской  идентичности и мировоззрения обучающихся; формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;

  3. Сформировать  основы умения учиться и способность  к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;

  4. Обеспечить духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей; интеграцию личности в национальную и мировую культуру;

  5. Способствовать укреплению  физического и духовного здоровья обучающихся.

  6. Создать условия для освоения обучающимися картины мира и приемов самостоятельной деятельности, адекватных современному уровню развития общества и способствующих интеграции личности в национальную и мировую культуру;

  7. Обеспечить освоение и владение иностранными языками на уровне, достаточном для различных видов коммуникаций и участия в межкультурном общении;

Представления о выпускнике начальной школы, становление его личностных характеристик, составляющих основу федерального государственного образовательного стандарта, определяют необходимость такого построения образовательного процесса, при котором учащиеся чувствуют себя уверенными в собственных силах и ориентируются на достижения в различных сферах деятельности. При этом знания, умения и навыки учеников сопоставляются как с уровнем обязательных требований, так и с уровнем их предыдущих учебных результатов.

Ориентируясь на представления о выпускнике, необходимо достичь такого качества образовательного процесса, при котором формируется личность

- любящая свой народ, свой край и свою Родину;  

- уважающая и принимающая ценности семьи  и общества;

- любознательная, активно и заинтересованно познающая  мир; с развитым интеллектом и высоким уровнем культуры, адаптированная к жизни в динамичных социально-экономических условиях;

-владеющая основами умения учиться, способная к организации собственной деятельности; самообразованию и саморазвитию;

-готовая самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

-доброжелательная, умеющая слушать и слышать  собеседника, обосновывать  свою позицию, высказывать свое мнение;

- выполняющая правила здорового и безопасного  для себя и окружающих образа жизни.

К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы относятся:


  • личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

  • метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

  • предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Личностные результаты формируются за счёт реализации как программ отдельных учебных предметов, так и программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.

Метапредметные результаты формируются за счёт реализации программы формирования универсальных учебных действий и программ всех без исключения учебных предметов.

В основе реализации основной образовательной программы начального общего образования лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:



  • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава;

  • переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

  • ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;

  • признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;

  • учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

  • обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования;

  • разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

Важнейшей частью ООП НОО школы является учебный план, который содержит две составляющие: обязательную часть и часть формируемую участниками образовательного процесса, включающую в том числе внеурочную деятельность. Обязательная часть ООП НОО составляет 80 %, а варьируемая – 20 % от общего объёма ООП НОО. Данное соотношение может быть использовано для каждого компонента содержания ООП НОО школы в рамках общего допустимого ресурса времени с учётом особенностей и потребностей участников образовательного процесса.

Учебная нагрузка и режим занятий определяется в соответствии с действующими санитарными правилами и нормами.
ООП НОО школы предусматривает:


  • достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья;

  • выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;

  • организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности;

  • участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;

  • использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;

  • возможность эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке тьюторов и других педагогических работников;

  • включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населённого пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия.

МКОУ «Яснополянская ООШ» обеспечивает ознакомление обучающихся и их родителей (законных представителей) как участников образовательного процесса с уставом и другими документами, регламентирующими осуществление образовательного процесса; с их правами и обязанностями в части формирования и реализации основной образовательной программы начального общего образования, установленными законодательством Российской Федерации и уставом образовательного учреждения.

Права и обязанности родителей (законных представителей) обучающихся в части, касающейся участия в формировании и обеспечении освоения своими детьми основной образовательной программы начального общего образования, могут закрепляться в заключённом между ними и образовательным учреждением договоре (Приложение 1), отражающем ответственность субъектов образования за конечные результаты освоения основной образовательной программы.

Реализация ООП НОО осуществляется школой самостоятельно. Реализация ООП НОО осуществляется в рамках учебного процесса (уроков), дополнительного образования, социально-творческой и самообразовательной деятельности учащихся на основе предметных и надпредметных учебных программ, дополнительных образовательных программ, программы социально-творческой деятельности, индивидуальных образовательных программ обучающихся.

При отсутствии возможности для реализации внеурочной деятельности школа в рамках соответствующих муниципальных заданий, формируемых учредителем, использует возможности муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта.

В период каникул используются возможности организаций отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен, летних школ, создаваемых на базе муниципальных казённых общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей.

ООП НОО школы рассчитана на 4-х летний период освоения. Школа ежегодно обновляет ООП НОО в части списка учебников с учётом особенностей и возможностей учебно-методических комплектов, системы учебников из учебно-методического комплекта для достижения планируемых результатов освоения ООП НОО, состава учебных курсов, обеспечивающих различные интересы обучающихся, учебного плана и внеурочной деятельности.

Успешность и своевременность реализации ООП НОО школы определяется, в том числе, активной позицией учителя, а также адекватностью построения образовательного процесса и выбора условий и методик обучения, учитывающих описанные выше особенности первой ступени общего образования.

Активная позиция педагога предполагает, что он ориентируется на достижение высоких личных, профессиональных и иных достижений. Учитель, ориентированный на достижения, является примером для учеников и доказательством состоятельности методов его работы.

Формы, средства и методы обучения, духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, система оценок, формы, порядок и периодичность промежуточной аттестации определяются Уставом и соответствуют требованиям Закона РФ «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта и положениям Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина.

Методы, используемые педагогами в работе с обучающимися в ходе образовательного процесса, должны быть ориентированы на:

• самопознание и саморазвитие учащихся;

• развитие самостоятельности и ответственности за свои успехи и неудачи;

• формирование самостоятельной оценочной деятельности учащихся;

• развитие волевых качеств путем их включения в достаточно сложную и вместе с тем посильную работу.

Это предполагает переход к активно – деятельностным технологиям, которые определяют приоритетными диалоговые формами общения педагогов с учениками и учащихся между собой, повышение уровня самостоятельности обучающихся в своей деятельности. К таким технологиям относятся:

- обучение в сотрудничестве;

- коллективная система обучения;

- информационно-коммуникативные технологии;

-технология развития критического мышления;

- исследовательские и проектные методы;

-технология использования игровых методов и др.

Развитие у школьников установок на достижение успеха предусматривает приобретение ими опыта совместной деятельности по достижению различного рода образовательных целей. Этому должно способствовать расширение сферы применения проектных и исследовательских технологий обучения, характерными чертами которого являются:

• вариативность, позволяющая учесть потребности, интересы, склонности, способности и возможности школьников;

• направленность на развитие творческих способностей и освоение приемов исследовательской работы учащимися;

• многообразие проектов, выполняемых на межпредметном и надпредметном уровнях.

Проектная и исследовательская технология способна изменить систему общения учителя и ученика, сделав ее диалогичной. В результате этого будут созданы условия для:

• обогащения жизненного опыта всех участников проектной деятельности;

• самопознания учащихся, более четкого понимания ими своих достоинств и ограничений;

• овладения школьниками опытом совместного решения проблем.



  • овладения опытом саморефлексии и формирования критического мышления.

Для достижения современного качества образования и эффективного информационного обеспечения ООП НОО в школе формируется информационно-образовательная среда, включающая в себя совокупность технологических средств (компьютеры, базы данных, информационные каналы, программные продукты и др.), культурные и организационные формы информационного взаимодействия, компетентность участников образовательного процесса в решении учебно-познавательных и профессиональных задач с применением информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ), наличие служб поддержки применения ИКТ.

Общая характеристика ООП НОО
скачать файл


следующая страница >>
Смотрите также:
2011 г. Основная образовательная программа начального общего образования Муниципального казённого общеобразовательного учреждения
2841.84kb.
Основная образовательная программа начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
853.54kb.
Основная образовательная программа начального общего образования муниципального автономного общеобразовательного учреждения «гимназия «исток» великого новгорода
67.27kb.
Основная образовательная программа начального общего образования муниципального общеобразовательного учреждения
1424.08kb.
Основная образовательная программа начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
2987.5kb.
Основная образовательная программа для ступени начального общего образования, реализующей фгос ноо, муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
3135.99kb.
Основная образовательная программа начального общего образования муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №8 с. Тахта Ипатовского района Ставропольского края
2869.04kb.
Основная образовательная программа муниципального общеобразовательного учреждения
3463.63kb.
Образовательная программа начального общего образования муниципального общеобразовательного учреждения
4111.69kb.
Образовательная программа начального общего образования муниципального общеобразовательного учреждения «Хвощеватовская сош»
2936.54kb.
Основная образовательная программа по умк «Планета Знаний» мбоу сош №3
8931.01kb.
Основная общеобразовательная программа основного общего образования муниципального казенного общеобразовательного учреждения
2397.47kb.