voeto.ru страница 1страница 2 ... страница 7страница 8
скачать файл

Ч. У. Гекерторн

ТАЙНЫЕ ОБЩЕСТВА ВСЕХ ВЕКОВ И ВСЕХ СТРАН
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ

ВВЕДЕНИЕ


1.Смысл и свойство тайных обществ. 2. Классификация тайных обществ. 3. Религиозные об-

щества. 4. Политические общества. 5. Цель политических обществ. 6. Религиозные тайные

общества. 7. Самый совершенный человеческий тип. 8. Причины высокого умственного раз-

вития. 9. Первобытная культура. 10. Истинное учение о природе и существе. 11. Основные

правила истинного познания древних. 12. Ключ к мистическому учению. 13. Суть мистиче-

ского учения. 14. Как утратилось истинное знание. 15. Первоначальный дух мистерий и ре-

зультат их упадка. 1б. Мистерия с астрономической точки зрения. 17. Продолжение преды-

дущего. 18. Однообразие догматов. 19. Минование надобности в тайных обществах.


Книга I ДРЕВНИЕ МИСТЕРИИ
I. Маги. — 20. Происхождение слова маг. 21. Древность магов. 22. Зороастр. 23. Учение Зо-

роастра. 24, Поклонение огню. 25. Происхождение слова Deus, Бог. 2б. Способ посвящения.

27. Миф Рустама.

И. Поклонение Митре. — 28. Мистерии Митры. 29. Происхождение культа Митры. 30. Дог-

маты и т.п. 31- Обряды посвящения. 32. Религии, происшедшие от магизма.

15
III. Брамины и гимнософисты. — 33. Простонародная вера в Индии. 34. Тайные учения.

35. Брама и Будда. 36. Аскетизм. 37. Гимнософисты. 38. Места, где совершались мистерии.

39. Посвящения. 39 а. Брам и Брама 40. Неизреченное AUM. 41. Лингам. 42. Лотос.

IV. Египетские мистерии. — 43. Древность египетской •цивилизации. 44. Храмы древнего

Египта. 45. Египетские жрецы и цари. 46. Внешнее и внутреннее учение. 47. Египетская ми-

фология. 48. Феникс. 49. Крест. 50. Места посвящения. 51. Порядок посвящения. 52. Мистерии Сераписа. 53. Мистерии Озириса. 54. Изида.

V. Превращения мифа об Изиде. — 55. Распространение египетских мистерий. 56. Дионисии,

или вакхические мистерии. 57. Сабазийские мистерии. 58. Кабирийские мистерии. 59. Элев-

синские мистерии. 60. Двери из рога и слоновой кости. 61. Отмена Элевсинских таинств. 62.

Тесмофории. 63 Цель греческих мистерий более нравственная, чем религиозная.

VI. Китайские и японские мистерии. — 64. Китайская метафизика. 65. Введение в китайские

мистерии. 66. Параллель между буддийскими и римско-католическими обрядами. 67. Лао-

Цзы. 68. Новейшие китайские общества. 69. Японские мистерии. 70. Японское учение. 71.

Лама.

VII. Мексиканские и перуанские мистерии. — 72. Коренные жители Америки. 73. Мексикан-



ские божества. 74. Жестокость мексиканской религии. 75. Посвящение в мистерии. 76. Боль-

шие мистерии. 77. Человеческие жертвоприношения. 78. Облечение в окровавленные кожи.

79- Перуанские мистерии.

VIII Друиды. — 80. Друиды, маги Запада. 81. Храмы. 82. Места посвящения. 83. Обряды. 84.

Доктрины. 85. Политическая и судебная власть. 86. Жрицы. 87. Уничтожение.

DC Скандинавские мистерии. — 88. Дротты. 89- Обряды. 90. Доказательства астрономиче-

ского значения.

16
Книга II ЭМАНАЦИОНИСТЫ

I Каббалистика. — 91- Ее происхождение. 92. Ее развитие. 93. Время возникновения кабба-

листики. 94. Книга Иезирах. 95. Разные роды каббалистики. 9б. Видения Иезекииля. 97. Со-

творение мира из ничего. 98. Распространение каббалистических идей.

П. Гностики. — 99- Характер гностицизма. 100. Доктрины. 101. Развитие гностицизма. 102.

Дух гностицизма.

Книга III РЕЛИГИЯ ЛЮБВИ

I. Сыны вдовы. — 103. Происхождение религии любви. 104. Манес. 105. Манихейство. 106.

Жизнь Манеса. 107. Успехи манихейства. 108. Доктрины. 109- Распространение религии

любви.

II. Веселая наука. — 110. Переход от древних к современным посвящениям. 111. Дух древних



тайных обществ. 112. Дух современных обществ. 113. Причина и успехи ереси. 114. Усилия и

влияние еретиков. 115. Альбигойцы. 116. Учение альбигойцев. 117. Цели альбигойцев. 118.

Религия трубадуров. 119. Затруднение в понимании трубадуров. 120. Поэзия трубадуров. 121.

Степени у трубадуров. 122. Суды любви.

III. Утешение. —123. Исторические примечания. 124. Доктрины и правила.

IV. Рыцарство.—125. Первоначальная цель. 126. Рыцари—военные апостолы религии любви.

127. Правила и доктрины.

Книга IV ИСМАИЛИТЫ

I- Ложа мудрости. — 128. Различные секты, происшедшие от манихейства. 129. Тайные док-

трины ислама. 130. Кандидаты. 131. Жестокость Бабека Веселого. 132. Исмаилиты. 133- Уче-

ние Каирской ложи. 134. Успехи учения.

П. Ассасины. — 135. Основание ордена. 136. Влияние Хасана. 137. Учение ордена. 138. Пре-

данность последователей. 139. Воображаемый рай. 140. Кровожадный характер Хасана. 141.

Еще примеры преданности в последователях. 142. Христианские государи в союзе с ассаси-

нами. 143. Уничтожение секты.

III. Друзы. — 144. Происхождение секты друзов. 145. Учение. 146. Недавние события.

Книга V РЫЦАРИ ХРАМА

147. Основание ордена. 148. Успехи ордена. 149. Описание командорств. 150. Обвинение

против ордена. 151. Заговоры против ордена. 152. Внимание, оказываемое великому мастеру.

153- Обвинение против тамплиеров. 154. Сожжение рыцарей. 155. Яков Моле. 156. Таинства

тамплиеров. 157. Храм и церковь. 158. Храм — символ Святого Духа. 159. Учение тамплие-

ров. 160. Посвящение. 1б1. Объяснение поругания креста. 1б2. Тамплиеры — противники па-

пы. 163. Бафомет. 164. Последствия падения рыцарей храма. 165. Связь с франкмасонством.

Книга VI ВОЛЬНЫЕ СУДЬИ

I. Священные фемы. — 166. Происхождение и цель учреждения. 1б7. Должностные лица и

организация. 168. Язык и правила посвященных. 1б9. Процедура. 170. Исполнение пригово-

ров 171. Упадок учреждения. 172. Поцелуй девы.

П. Беати Паоли. — 173. Характер общества. 174. Направление и учение. 175. Сведения, со-

общенные одним сицилийским писателем.

18
Книга VII АЛХИМИКИ

I. Алхимики. —176. Астрология есть, может быть, тайная ересь. 177- Каким образом астроло-

гия пришла в упадок. 178.3начение алхимии в науке. 179. Тинктура. 180. Цели алхимии. 181.

История алхимии. 182. Образчики алхимического языка. 183. Личная судьба алхимиков.

И. Розенкрейцеры. — 184. Заслуги розенкрейцеров. 185. Происхождение общества сомни-

тельно. 186. Происхождение названия. 187. Сведения о них самих. 188. Поэтические вымыс-

лы розенкрейцеров. 189. Преуспеяние и уничтожение розенкрейцеров. 190. Переход к франк-

масонам.
ПРЕДИСЛОВИЕ

Много лет тайные общества были предметом, привлекавшим мое внимание, и я давно наме-

ревался собрать в единое целое все сведения, которые можно было почерпнуть из многочис-

ленных, часто отдаленных, а порою совсем недоступных источников, о любопытнейшей сто-

роне истории человечества — тех тайных учреждениях, религиозных, политических и обще-

ственных, которые существовали с самых древних веков и до нашего времени. Однако я не

привел еще в порядок и не разработал добытых материалов, когда в обозрении Athenaeum'a

(№ 2196) нашел ссылку на II Mondo Secreto сеньора де Кастро, с которым позднее имел удовольствие встретиться в Милане. Я выписал книгу и сначала думал перевести ее; но по мере

того, как подвигалась моя работа, хотя я и начал ее в качестве переводчика, она принимала

характер все более и более самостоятельный. Многое я нашел нужным опустить из ориги-

нального произведения, проникнутого известным политическим направлением и почти все-

гда слишком снисходительного к разным итальянским политическим партиям, которые часто

не лучше разбойничьих шаек. Многое следовало прибавить из источников, преимущественно

английских и немецких, не известных итальянскому писателю. Многое надо было привести

на других основаниях и показать в ином свете. Наконец, читателя следовало познакомить с

обществами, не упомянутыми сеньором де Кастро, как например, гардуна, шоффены, фении,

интернационалисты, о-ки-па, ку-клукс-клан, инквизиция, ваххабиты; так что с этими прибав-

лениями и дополнениями итальянского оригинала, нередко составляющими целые новые

главы, труд, теперь представляемый английской публике, хотя и сохраняет в основной форме

многое из своего иностранного источника, однако может заявлять право на то, чтобы его счи-

тали оригинальным произведением; более того, произведением, заключающим в себе самый

ясный отчет о тайных обществах, известных в Англии, Франции, Германии или Италии. Все,

что написано по этому предмету в этих четырех передовых странах Европы, было просмот-

рено и использовано мною. На английском языке нет ничего, что могло бы соперничать с

этим.

Любознательный читатель, который пожелает подробнейших сведений, может свериться со



списком сочинений, обозначенных в начале каждой книги; я не хотел загромождать текст

сносками, от которых издание достигло бы объема вдвое против настоящего. Читатель может

быть уверен, что почти все в нем изложенное основано на многочисленных и веских свиде-

тельствах авторитетных специалистов, хотя относительно обществ, само существование ко-

торых зависело от сохранения тайны и которые поэтому, ввиду осторожности, оставляли за

собой как можно меньше письменных доказательств, старинная поговорка имеет особенное

значение: «What is hits is history, And what is mist is mystery». (Что в цель попало, то история,

А где туман, там тайна.)

Наконец, имея и то в виду, что объем настоящего издания требовал сжатого изложения фак-

тов — при громадной обширности предмета, — я вводил в описание только такие пояснения

и замечания, которые оказывались неизбежны для уяснения темных мест или пополнения не-

достающих исторических звеньев.

С первого взгляда может показаться, что некоторые общества неправильно включены в это

издание, как «тайные» общества, например, масоны. Члены тайных обществ не имеют обык-

новения заявлять это всему свету, могут нам возразить, однако ни один масон не сочтет сты-

дом и не побоится назвать себя масоном; напротив, он этим гордится и готов трубить о том

всем и каждому, а самый неистовый кельт, жаждущий содействовать возрождению родной

земли и вступивший для того в братство фениев, имеет достаточно ума, чтобы содержать это

в глубочайшей тайне от непосвященных. Я придерживался такого правила: включал в свое

собрание «тайных» обществ все те, которые имели или имеют «тайные правила и обряды»,

скрытые от света, хотя существование самого общества – вовсе не тайна. В сущности, нет

союза между людьми, который не обнаружился бы со временем. При всем желании членов

союза скрываться во мраке и не быть лично известными, цель их соединения должна обнару-

житься какими-нибудь явными действиями; где есть действие, там предполагается деятель, и

если нет видимого, то подозревают тайного. Вот, например, туги так сильно желали остаться

неизвестными, однако существование подобного общества подозревали задолго до того, как

был открыт кто-либо из его членов. Алхимики и мистики также нашли свое место в настоя-

щем издании, в силу того, что распространяли тайное учение или учение свое облекали в

слова, понятные одним последователям; так же точно и инквизиция, хотя являлась государст-

венным судебным учреждением, однако имела своих тайных агентов и тайное делопроизвод-

ство, поэтому справедливо должна быть включена в категорию тайных обществ.

Тайные общества, религиозные и политические, опять стали возникать со всех сторон. Рели-

гиозные общества могут быть обойдены молчанием, так как вообще не имеют значения, по

отсутствию новизны; но к обществам с политической целью нельзя отнестись с пренебреже-

нием на основании их ничтожества. Интернационалы, фении, коммунисты, нигилисты, вага-

биты тайно стремятся к ниспровержению настоящего порядка вещей. Убийства англичан, со-

вершенные индийцами, указывают на козни тайных обществ в английских владениях в Ин-

дии. Незадолго до большого возмущения индийцев корреспондент одной английской газеты

упоминал с пренебрежением о религиозном обряде, замеченном во всей английской Идии,

который состоял в том, что какие-то маленькие хлебы носили из деревни в деревню; впослед-

ствии же вышло, что этим обрядом призывали народ готовиться к всеобщему восстанию;

итак, за действиями туземцев надо строго наблюдать.

Для ясности и облегчения справок весь текст разделен на небольшие отделы с соответствую-

щими заголовками и последовательной нумерацией.

Ноябрь, 1874
ВВЕДЕНИЕ
1. Смысл и свойство тайных обществ. — Для истинных мыслителей, которым история пред-

ставляется рядом удивительных целей, нет ничего случайного в жизни мира. Для них возник-

новение и действие тайных обществ не странные и необъяснимые явления, не временная

форма, не скоротечное и неожиданное действие, но вполне ясный и предвиденный результат

известных причин.

Некогда тайные общества были так же необходимы, как открытия: дерево должно иметь ко-

рень. Возле владычества силы, идолов богатства, фетишей суеверия должно было, во все века

и во всех государствах, существовать место, где кончалось владычество силы, где кумирам не

поклонялись более, где фетиши были осмеяны. Таким местом оказывались кабинет филосо-

фа, храм жреца, подземелье сектанта.


2. Классификация тайных обществ. — Тайные общества могут быть распределены на сле-

дующие. 1) религиозные, как, например, египетские или Элевсинские таинства. — 2) воен-

ные: тамплиеры. — 3) судебные: фемы, или вемы. — 4) ученые: алхимики. — 5) граждан-

ские: франкмасоны. — 6) политические- карбонарии. Но черта разграничения не всегда точно

определена; некоторые общества соединяли с учеными целями богословские догматы, как,

например, розенкрейцеры; и политические общества имеют неминуемое влияние на граждан-

скую жизнь. Поэтому удобнее будет разделить тайные общества на две различные группы:

религиозные и политические.


3. Религиозные общества. — С самых древних времен вероисповедание имело свои тайные

общества; то есть они возникли с того периода, когда истинные религиозные познания пер-

вых людей — состоявшие, надо заметить, из понятия о мироздании и Вечном Могуществе,

которое произвело его, и законах, вторыми оно поддерживалось — мало-помалу стали утра-

чи-аться в общей массе человеческого рода Истинное знание лавным образом сохранилось в

древних «мистериях», хотя они и отдалились на одну степень от первобытной, врожденной

мудрости, представляя только тип, вместо прототипа; именно, явления природы внешней,

временной, вместо действительности природы внутренней и вечной, которой видимый мир

есть одно внешнее проявление. Так как определение этого возвращенного теперь истинного

знания необходимо для уразумения многого, что составляло учение древних религиозных

обществ, то мы, позднее, более подробно остановимся на этом предмете.
4 Политические общества. — Политические тайные общества были благодетельными регуля-

торами и предохранительными клапанами для настоящего; для будущего — могущественны-

ми рычагами. Без них драма истории состояла бы из одного монолога деспотизма, который,

сверх того, лишился бы цели и не имел действия, если бы не служил к упражнению воли че-

ловека, побуждая к противодействию, вызывая сопротивление.

Каждое тайное общество есть действие размышления, следовательно, совести. Накопившееся

размышление, которое определилось, есть совесть. В этом смысле тайные общества в некото-

рой степени служат выражением совести в истории. В каждом человеке есть Нечто, принад-

лежащее ему, но как будто находящееся не в нем, а так сказать, вне его. Это смутное Нечто

сильнее его; он не может ни возмущаться против его владычества, ни уклоняться или бежать

от его преследования. Эта часть нашего существа неосязаема; ее не достигнет ни кинжал

убийцы, ни секира палача; приманками ее не увлечешь, мольбами не смягчишь, угрозами не

устрашишь. Она-то создает в нас двойственность, которую мы ощущаем в виде угрызений

совести. Человек добродетельный, сознающий это, находится в мире с самим собою; это

смутное Нечто не гнетет его и не терзает; так точно, как в физической природе силы, дейст-

вующие в человеческом теле, нечувствительны, когда действуют согласно; если же он посту-

пает дурно, то возмущается лучшая часть его существа. Тайные общества — выражение той

же двойственности, проявляющейся в народах; они то смутное Нечто в политике, которое

действует на общественную совесть и вызывает угрызения, обнаруживающиеся в виде «тай-

ного общества», мстительного и очистительного угрызения. Согласно вечным законам, оно

возрождается через смерть, а свет вызывает из мрака, через огонь. Никто не видит света, ка-

ждый ощущает. Можно сравнить его с невидимою звездой, свет которой, однако, доходит до

нас из области, куда вовек не ступит нога человека.

Одно из самых явных чувств, порождающих тайные общества, - это мщение, но это хорошая

и мудрая месть, вовсе не сходная с личным злопамятством, неизвестным в вопросах общест-

венных интересов; желание наказывать учреждения, не личности, поражать щей, а не людей

— великая месть соединенными силами, наследство, передаваемое отцами детям, благочес-

тивый завет любви, который освящает ненависть и расширяет пределы ответственности и

нравственных правил человека. Есть законная, необходимая ненависть — ненависть ко злу,

которая спасает народы. Горе тому народу, который не умеет ненавидеть, потому что зло это

— нетерпимость, лицемерие, суеверие, рабство!
5. Цель политических обществ. — Цель их членов — воздвигнуть идеальный храм прогресса,

оплодотворить в сердцах прозябающих или порабощенных народов зародыши будущей сво-

боды. Это достославное здание, правда, еще не закончено и, быть может, никогда завершено

не будет, но попытка, сама по себе, придает тайным обществам некоторое нравственное ве-

личие, тогда как без этой цели борьба их низводится на степень мелкой, эгоистической войны

партий. Она же объясняет существование тайных обществ, хотя едва ли оправдывает их. Если

спросят мое искреннее мнение, то я отвечу, что не думаю, чтобы тайные общества когда-либо

исполнили, что обещают. Любя справедливость, я не могу не одобрять теоретического стрем-

ления к свободе и равенству; как существо мыслящее, сужу по опыту в прошлом и природе

вещей, где добро и зло должны существовать вечно и вечно быть в борьбе, о подобное стрем-

ление также вечно должно оставаться без соответствующего практического результата. Сво-

боде еще способствовать можно, и часто делали это—да и теперь ежедневно делают; но будь

сегодня установлено всемирное, общественное и политическое равенство, едва ли оно про-

длилось бы по завтра. Неоспоримо, что пока люди одарены не одинаково, и страсти их не

одинаковы, равенство между ними — одна мечта. Трудно назвать страну, которая извлекала

бы существенную и постоянную пользу из действий какого-либо тайного политического об-

щества. Надо заметить, что ни в одной из двух стран, пользующихся наибольшею свободой,

политической и общественной, а именно в Англии и Швейцарии, не бывало тайных обществ

с народным или историческим значением. Правда, когда швейцарцы свергли австрийское

иго, тридцать человек заключили союз для освобождения отечества; но это были заговорщи-

ки, и даже их замыслы значительно изменились, вследствие поступков и смерти Геслера. И

Тель убил, его не потому, что он, Тель, был членом тайного общества и обязан был убить его,

а за то, что австрийский наместик сделал зло лично ему, угрожая жизни его сына.
6. Религиозные тайные общества. — Самые древние тайные общества образовались не столь-

ко с политической, сколько с религиозной целью, включая всякое искусство и науку; потому

религия справедливо была названа археологией человеческих знаний. Сравнительная мифо-

логия сводит все внешне противоречащие и противоположные верования к одному перво-

бытному, основному, истинному понятию о природе и ее законах; все превращения, сопос-

тавления и разговоры одного или более богов, передаваемые в священных книгах индусов,

парсов и других народов, основаны на простых физических фактах, искаженных и ложно

представленных, с намерением или случайно. Истинное понимание природы было преиму-

ществом наиболее высокоразвитого из всех человеческих племен, арийского племени, кото-

рое занимало высшую точку азиатской возвышенности к северу от Гималайских гор. К югу

от них лежала долина Кашмира, с ее вечною весною, дивным богатством растительности и

общими чертами природы, всего более подходившей к изображению земного рая и блажен-

ного местопребывания в высшей степени богато одаренных человеческих существ.
7. Самый совершенный человеческий тип. — И богато одаренных именно потому, что в та-

ком благодатном месте мог быть произведен только высший тип, так сказать, квинтэссенция

той роскошной природы, с которой он составлял одно целое и потому был в состоянии по-

стигнуть ее во всей ее полноте Подобно тому, как силы природы произвели растения и жи-

вотных разных степеней развития и совершенства, так они произвели и различные человече-

ские типы с разными степенями развития; самый совершенный тип, как уже сказано, арий-

ский, или кавказский, один имеет историю и один заслуживает нашего внимания, когда мы

изучаем духовную историю человечества. Даже там, где кавказское племя приходит в сопри-

косновение и смешивается с черным племенем, как например, в Индии и Египте, развитие

высшее, историческое, начинается с белого человека.


8. Причины высокого умственного развития. — Я уже говорил, что климатические и другие

внешние условия благоприятно действуют на степень развития. Это общеизвестная истина

относительно растений, но и человек — растение, только одаренное сознанием и подвижно-

стью, поэтому эта истина должна быть равно применима и к нему; опыт доказывает это наде-

ле. Его органы, особенно мозг, достигают высшего совершенства; следовательно, он наибо-

лее способен созерцать природу и постигать ее деятельность; из того следует, что он никогда

не может быть варваром, погруженным в невежество, и с самого начала, вероятно, имел по-

знания даже выше тех, которыми так гордится теперь. Варварство в белых племенах, как я

доказывал это в другом сочинении, есть только последствие погибшего просвещения. В той

же работе я доказывал, чем могли быть эти познания и как они частью утратились, частью

были искажены. Настоящее сочинение было бы неполно, если не включить в него хотя бы

частицу моих объяснений: некогда человек имел истинное понятие о природе и ее деятельно-

сти, именно в этом причина того, почему мистерии описанных народов имеют столько обще-

го в догматах обрядах- поэтому в них придается большое значение известным идеям и образ-

ам, и поэтому все они одинаково печальны. Святость, приписываемая во все века и во всех

странах числу семь не была еще с точностью объяснена ни одним известным писателем(1),

объяснение, которое я представлю, докажет, что сходство между собою религиозных и науч-

ных доктрин народов самых отдаленных должно иметь основанием общий источник, хотя

загадочные и мистические формы, в которых хранились эти познания, постепенно стали ка-

заться самими фактами.

Теперь читатель увидит, что эти замечания, цель которых он сначала, быть может, не угады-

вал, не чужды нашего предмета; нельзя понять происхождение и смысл того, чему поучали

мистерии, не составив себе ясного понятия о первобытных познаниях и культуре человека.
9. Первобытная культура. — Из предшествующего очевидно, что я не последователь той

школы, которая утверждает, что человек постепенно возвысился от состояния варварства до

настоящей цивилизации. Напротив, я принадлежу к числу тех, которые в эпохе, до того отда-

ленной, что даже страшно подумать об этом, усматривают свет высокоразвитой культуры и

могучих умственных сил. Принято за правило, что доисторические времена покрыты мраком,

и люди воображают, будто при каждом шаге назад они должны углубляться в непроглядную

мглу. Но если мы станем подвигаться далее и далее, не закрывая глаз, мрак будет отступать

перед нами, как небосклон, к которому мы по-видимому приближаемся; новый свет приба-

вится к нашему свету, новые солнца загорятся, новые зори взойдут перед нами; мрак, кото-

рый не что иное, как концентрированный свет, разредится в первобытное состояние, то есть

свет; и так как внешность подразумевает множество, а внутренность единство — ветвей мно-

го, но корень один — так и все религиозные верования, даже облеченные


(1) Исключая, разумеется, того, у кого я заимствовал мои сведения, Якова Беме относительно

которого см. дальше.


в самые нелепые и унизительные обряды и суеверия, чем ближе мы добираемся до их источ-

ника, кажутся тем более и более очищенными и возвышенными, с более широкими взгляда-

ми, учениями и целями. Как говорит Тегнер: «kanslans grundton ar anda densamma». (Основ-

ной тон чувства всегда один и тот же.)

И, по выражению того же поэта, древность:
"...det Atlantis som gick under

Meb hogre kraft, med adlare begar.»

(Та Атлантида, которая погибла

С высшими силами и высшими целями.)


Таким образом, этические оды о Будде и Зороастре считались предтечами учения христиан-

ства. Сам Блаженный Августин говорит: «То, что теперь называется христианской религией,

существовало у древних и было присуще человеческому роду от самого начала веков до

пришествия Христа, со времени которого истинная вера, уже существовавшая, стала назы-

ваться христианскою».

Наконец, во всех возвышеннейших верованиях лежали в основании, хотя в различных и по-

рой даже искаженных образах, известные идеи, в некотором смысле общие всем. Таково ве-

рование в Троицу; догмат, что «Logos» или вездесущее Слово сотворило все существующее

из Ничего, поклонение огню, учение о возрождении через огонь и другие.
10. Истинное учение о природе и cуществе. — На каком познании основывалось учение мис-

терий? На началах происхождения всех вещей, общем состоянии, возникновении, переработ-

ке и ходе природы, вместе с единством, преобладающим на небе и на земле. Несколько лет

назад это провозгласили под звуки фанфар, как новое открытие, а между тем такой древний

автор, как Гомер, уже говорит в 8-й книге «Илиады» о золотой цепи, соединяющей небо и

землю, золотой цепи сочувствия, невидимом, всепроникающем, всесвязующем влиянии, на-

зываемом различными именами, как-то: anima mundi, mercurius philosohorum (1), лестница

Якова, жизненные магнетические токи, огонь волшебника и т. д. Эти познания, благодаря

пристрастию чело-века к перемене, с течением времени постепенно исказились превратными

толкованиями и переполнились, так сказать, вышивками по этой канве, созданными причуд-

ливой фантазией самого человека, и таким образом возникли суеверные теории, сделавшиеся

верою немыслящей толпы и не утратившие своего влияния на умы даже сегодня, держащие в

духовном рабстве мириады людей, которые дрожат перед тысячами призраков, вызванных

кознями духовенства и собственным их невежеством, тогда как —


Felix qui potuit rerum cognoscere causas;

Atque metus omnes etinexorabile fatum

Subjecit pedibus, btrepitumque Acherontis avari». (2)
11. Основные правила истинных познаний древних. — Из учения мистерий мы вправе заклю-

чить, что первобытные люди знали следующее, хотя в мистериях это познание уже затемне-

но, искажено представлением одних феноменов внешнего мира, вместо внутренних, духов-

ных, символических ИСТИН:

I. Везде вокруг нас мы видим доказательства всепроникающей жизни, поэтому мы должны

допустить, что есть всемирная, всемогущая и вседержительная жизнь.

II. За или над первобытной жизнью, составляющей основу этой системы, виден «Неизменный

Двигатель», единственное сверхъестественное существо, которое Словом или «Logos» созда-

ло все из самого себя; причем не подразумевается пантеизма, так как слова говорящего, хотя

из него истекающие, все же не он сам.

III. Всемирная жизнь бесконечна.

IV. Вещество вечно.

V. Это вещество — свет.

1 Душа мира, Меркурий философов

2 Счастие, кто познал причину вещей, он попрал ногами все страхи, и непреклонную судьбу,

и шум алчного Ахерона.

VI. Что проявляется внешним образом, то должно было существовать отвлеченно, испокон

веков, в первообразе, который отражался в так называемом зеркале Maja индийской мифоло-

гии, откуда произошли выражения: «magus» (маг), «magia, (магия), «magic» (магизм), «image»

(образ), «imagination» (воображение), все подразумевающие облечения первобытной, живой

материи без образа в определенную форму, вид или существо. В новейшей теософии зеркало

Maja называется Вечным зеркалом чудес, Девственницей Софиею, вечно рождающею и веч-

но девственною.

VII. Вечная жизнь, проявляющаяся таким образом в материи, есть разумная жизнь, и этот ви-

димый мир управляется теми же законами, которые управляют невидимыми мирами сил.

VIII. Эти законы, согласно которым проявляется жизнь, суть семь свойств вечной природы;

шесть действующих свойств и седьмое, в котором как бы отдыхают все первые шесть, со-

вмещенные в полном равновесии или гармонии, то есть рае. Эти семь свойств, основание

седмеричных чисел, встречаемых в естественных явлениях всех древних и новейших позна-

ний, суть: 1. притяжение; 2. реакция, или противодействие; 3. кругообращение; 4. огонь; 5.

свет; 6. звук; 7. тело, или совмещение всего.

IX.. Эта седмерица делится на две троицы или два полюса посредством огня — символически

изображенного крестом — по середине. Два полюса составляют вечную двойственность или

антагонизм в природе—так, первые три свойства материя или мрак, производящие боль и

страдание, то есть ад, космически — зима; последние же три исполнены света и наслаждения,

то есть рай, космически — лето.

X. Огонь — великий химик, или очиститель и претворитель природы, превращающий мглу в

свет. Отсюда проистекает чрезвычайное благоговение и всеобщее поклонение огню всех

древних народов; жрецы Зороастра носили покрывало на рту, опасаясь осквернить огонь сво-

им дыханием. Под огнем, само собою, подразумевается тот небесный, электрический огонь,

существование и свойство которого довольно хорошо были известны древним. Они отличали

движущую силу от движимого вещества и назвали первую огненным эфиром, или духовным

началом жизни, Божеством, Юпитером, Вулканом, Пта, Кнеф.

XI Всякий свет рождается из мрака и должен пройти сквозь огонь, чтобы стать светом; дру-

гого пути нет, кроме того, который идет через мрак или смерть, или ад — идея эта выражена

во всех мистериях. Как растение не может развиться до красоты цветка, листьев и плодов, не

пройдя мрачного состояния зерна, схороненного в землю, где оно химически претворяется

посредством огня, так и духу нельзя достигнуть полноты знания и света, не пройдя фазиса

самозатмения и заключения, в котором он мучился, страдал — в котором находился, как бы в

горниле, в муках рождения.


12. Ключ к мистическому учению. — Что первобытные люди имели понятие о вышеизло-

женных фактах, достоверно известно не по одним положительным выводам из учения мисте-

рий, но также на основании памятников древности, которые величием мысли и единством

идеала превосходят все, что исполнило новейшее искусство, или промышленность, или даже

вера. Принимая это в соображение, читатель глубже вникнет в истинное значение догматов

посвящения, чем могли это сделать сами посвященные. Он также поймет, что единообразие в

учениях мистерий обусловливается фактом, что излагаемые догматы суть объяснения все-

мирных явлений природы, одинаковых на всех пунктах земного шара. Поэтому, описывая

обряды посвящения, я не прибавлю к ним никаких комментариев или толкований, а просто

сошлюсь на этот параграф введения, как на ключ.


13 Суть мистического учения. — Оно было теологическое, нравственное и научное. Теологи-

ческое, потому что посвященным доказывало заблуждение пошлого политеизма и заключало

в себе доктрину о Единстве и будущем возмездии; нравственное, потому что его правила со-

ответствовали словам Иисуса Христа: «Люби ближнего как самого себя», и наставлению

Конфуция: «Если сомневаешься, хорошо действие или дурно, вовсе воздержись от него»; на-

учное, потому что начала, ТАЙНЫЕ OРДЕНА, упомянутые выше, были в нем изложены с их

естественными и необходимыми выводами, последствиями и результатами
14. Как утратилось истинное знание. — Хотя я уже упоминал несколько раз, что истинное

понятие о природе, которое имели первобытные.люди, с течением времени исказилось и

смешалось с заблуждениями, не лишним будет указать, каким путем это произошло. Досто-

верно известно, что древнейшая религия, какая встречается в письменных памятниках, это

сабеизм, или гелиосо-археизм. Солнце, месяц и звезды, однако, представлялись истинным

первоначальным посвященным одними наружными проявлениями и символами внутренних

сил Вечной Жизни. Но такие отвлеченные истины нельзя было сделать доступными для низ-

кого умственного уровня все прибывающей толпы, естественно более занятой удовлетворе-

нием материальных потребностей; отсюда произошло олицетворение небесных тел и от них

зависящих времен года на земле Постепенно то, что сначала было просто человеческим изо-

бражением символа, стали принимать за олицетворение лица, существовавшего на земле. Та-

ким образом, солнце, для первобытных людей, было внешним проявлением Вечной, всепод-

держивающей, всеохраняющей Жизни; в разных странах и веках эта сила олицетворялась

именами: Кришна, Озирис, Гермес, Геркулес и так далее; впоследствии стали считать эти об-

разы людьми, некогда действительно существовавшими и обоготворенными за дарованные

ими человечеству благодеяния. Показывали могилы этих мнимых богов, как, например, вели-

кую пирамиду, будто бы могилу Озириса; совершали празднества, цель которых, по-

видимому, заключалась в ежегодном возобновлении печали вследствие их утраты. Прохож-

дение солнца через знаки Зодиака дало повод к мифам о воплощениях Вишну, о подвигах

Геркулеса и т. п.; его мнимая утрата силы зимою и возвращение ее в зимнее солнцестояние

дали повод к мифу о смерти, нисхождении в ад и воскресении Озириса и Митры. Итак, что в

одном веке было чистое естествознание, то в другом стало баснословием, а в третьем — сказ-

кой с колоритом той местности, где она преобладала. Повсюду встречаемое число семь, когда

утратилось понятие, что

местное преобладание есть необходимый результат семи свойств природы, приписали семи

известным тогда планетам.


15 Первоначальный дух мистерий и результат их упадка. — В мистериях все имело характер

астрономический, но в астрономических символах скрывался более глубокий смысл. Опла-

кивая скрывшееся солнце, посвященные в сущности скорбели об утрате того света, влияние

которого есть жизнь, тогда как действие стихий, согласно законам химического притяжения,

только производит феномен смерти и уничтожения. Посвященные силятся выйти из-под вла-

дычества поработительницы —• Ночи в достославную независимость дарующей свободу Со-

фии; быть умственно погруженными в божество, то есть Свет- Адептам преподавались дог-

маты древнего естествознания, но уразумение их должно было возникнуть в душе ученика по

вдохновению. Не мертвое тело науки передавалось посвящаемому, предоставляя случаю,

оживится оно или нет, но в него вдыхали живой дух. Так как больше должно было постигать-

ся внутренним вдохновением, чем передавало устное учение, то это и было причиной посте-

пенного упадка мистерий; идеал заменился реальностью и чисто физические элементы — са-

беизм и археизм — стали их преобладающими чертами. Постоянно встречающиеся в святи-

лищах смерти и возрождения эмблемы и напоминания, указывающие на таинство, на то, что

минута высшего психического наслаждения наиболее разрушительна для телесного сущест-

вования — то есть высочайшее наслаждение, как бы мимолетный взгляд в рай, — эти эмбле-

мы и напоминания были отнесены к одной внешней природе; и ложное толкование их повело

к разным верованиям или суевериям, которые наполнили землю преступлениями и бедствия-

ми, кровавыми войнами, жестокими междоусобицами и гонениями. Кровожадные фанатики,

скачать файл


следующая страница >>
Смотрите также:
1. Смысл и свойство тайных обществ. Классификация тайных обществ. Религиозные об- щества. Политические общества. Цель политических обществ. Религиозные тайные обществ
1720.17kb.
Анонс Том "Оккультные силы в ссср"
10135.16kb.
Банк данных о классных руководителях
25.06kb.
1. Курс предназначен для магистрантов-историков профиля «История и культура древних обществ» исторического факультета Яргу им. П. Г. Демидова
85.72kb.
Выступающие: Пятница, 9 сентября Марек Рейнаас
49.15kb.
Добро пожаловать на саит дома трудолюбия на браитоне
102.96kb.
Н. Е. Тихонова, В. А. Аникин, С. В. Горюнова, Ю. П. Лежнина Концепция модернизации в работах классиков социологической мысли второй половины XIX – начала
319.95kb.
Закон о реабилитации жертв политических репрессий
232.39kb.
См здесь подтверждает необходимость развития сотрудничества организаций, основа которого заложена в 2002 году партией «Развитие предпринимательства»
22.23kb.
Очаповский, Михаил Николаевич (Michał Oczapowski) профессор агрономии в Виленском университете, директор Маримонтского института сельского хозяйства и лесоводства, писатель. М. Н. Очаповский родился 18 мая 1788 г
16.5kb.
Правил а содержания домашних животных и птицы в городе Кирсанове Глава I. Общие положения
190.93kb.
Мы рассуждать о вещах каких-нибудь тайных и скрытых
99.14kb.