voeto.ru страница 1
скачать файл





Фролова А.Н.

1. Педагогическая деятельность

как диалог двух культур - ребенка и педагога
Основные понятия: педагогическая деятельность, личностные качества педагога, функции педагога, педагогика принуждения, педагогика полной свободы, педагогика сотрудничества.

Профессия педагога - одна из древнейших и почетных в истории человечества, ее содержанием является воспитание подрастающего поколения. Педагогическая деятельность - общественно значимая профессиональная деятельность воспитания детей, которая протекает в рамках образовательного процесса и направлена на создание оптимальных условий для воспитания, развития и саморазвития личности ребенка.

Деятельность педагога направлена на развитие и формирование человека, «сотворение личности» - таково назначение социальной функции педагога в обществе (Козлова С. А., Куликова Т. А. «Дошкольная педагогика» - М., 2007. - С. 12-29). Своеобразие педагогической деятельности заключается в специфике предмета, объекта труда. Способ осуществления педагогической деятельности предполагает использование голоса, мимики, жестов, пластика педагога.

Мотивы педагогической деятельности складываются во время обучения в педколледже, вузе. Главные из них связанны с самосовершенствованием, самоактуализацией в интересах будущих воспитанников. Результат педагогической деятельности - воспитанник, имеющий определенный уровень образованности, развития - отстрочен во времени. О результате воспитания можно судить на последующие возрастные периоды жизни человека.

В ходе деятельности развивается личность педагога. Выделяются общие и специальные качества. Общие качества - направленность на воспитание других людей, наличие нравственных идеалов, эрудиция, разносторонность интересов, высокий уровень образованности, широта мировоззрения, эстетические, правовые убеждения и взгляды. Специальные качества - педагогические способности, индивидуально-психологические особенности, позволяющие заниматься педагогической деятельностью. Портрет педагога дается в Концепции дошкольного воспитания в разделе «Воспитатель детского сада».

Собирательными свойствами личности педагога является профессиональная направленность, педагогический такт, педагогическая зоркость, педагогический оптимизм, культура профессионального общения, педагогическая рефлексия (самоанализ, оценка результатов и соотнесение их с поставленной целью).

Педагогические умения - это гностические; конструктивные, коммуникативные, организаторские, специальные умения педагога.

В психолого-педагогических исследованиях профес-сиограмма педагога включает модель его деятельности: основные функции специалиста, основные требования к личности воспитателя и его профессиональной подготовке; противопоказания к педагогической деятельности.

Под функциями педагога понимаются набор профессиональных обязанностей:

- создание педагогических условий для успешного воспитания детей;

- обеспечение охраны жизни, укрепления здоровья ребенка;

- обеспечение воспитательно-образовательной работы с детьми;

- участие в педагогическом просвещении родителей;

- регулирование и согласование воспитательных воздействий семьи и дошкольного учреждения;

- самообразование педагога;

- участие в научно-исследовательской работе. Кроме того, педагог в своей деятельности должен

осуществлять коммуникативную, диагностическую, коррекционную, конструкторско-организаторскую, координирующую функции.

А. К. Маркова в книге «Психология труда учителя» (М., 1993) выделяет профессиональные умения, которыми должен овладеть педагог:

- ставить педагогические задачи с предвидением конечного результата;

- применять психолого-педагогические знания;

- знать приемы постановки и решения коммуникативных задач;

- владеть средствами общения (риторика, мимика и жесты);

- создавать и упрочнять позитивную «Я-концепцию»;

- выявлять уровень развития качества обучаемости и воспитанности ребенка, уметь оценивать результаты его деятельности;

- осознавать перспективы своего профессионального роста;

- интегрально оценивать свой труд и профессионализм.



Педагогическая деятельность относится к управленческой, так как ориентирована на стимулирование, организацию, коррекцию работы всех участников воспитательного процесса (детей, их родителей, и др.). Любое воздействие педагога должно быть целенаправленным, вызывающим ту или иную позитивную деятельность (мыслительную, практическую). Права педагога определены Законом РФ «Об образовании».

Диалог двух культур - мира взрослых и мира детей - предполагает взаимодействие, основанное на сотрудничестве, взаимопонимании, равенстве двух миров, принятие принципа любить ребенка таким, какой он есть.

Основные условия диалогичности педагогической деятельности:

- уважение к свободе и достоинству ребенка;

- развитие индивидуальности и творческих способностей;

- учет возрастных особенностей при отборе содержания и методов воспитания и обучения.

В педагогике описаны следующие модели педагогической деятельности:

- педагогика принуждения (авторитарная);

- педагогика полной свободы;

- педагогика сотрудничества;

- педагогика любви (Г. Н. Волков). Педагогика принуждения характеризуется подчинением детей, ограничением их свободы и автономии, жестким контролем педагога за поведением и развитием ребенка. Педагог авторитарного типа склонен к использованию приказов, распоряжений, категоричности, преобладанию негативных оценок над одобрением в оценивании течения педагогического процесса.

Педагогика полной свободы предполагает либерально-попустительский стиль отношения к детям. Воспитатель не пытается ограничить поведение детей, не сдерживает их ни в каких проявлениях и действиях.

Педагогика сотрудничества предполагает демократический (помогающий) стиль отношений. Педагог уделяет большое внимание результативности воспитания и обучения, порядку и дисциплине, воспитанию нравственно-волевых качеств ребенка, развитию его самооценки, образа «Я». Такой стиль предполагает тесное сотрудничество педагога с семьей воспитанников. Педагогика сотрудничества строится на личностно-ориен-тированной модели педагогической деятельности.

Выстраивая позицию «воспитатель-ребенок», педагог должен не забывать об его индивидуальности понимать, принимать и признавать ее.



Педагогика любви (Г. Н. Волков) предполагает гармоничное развитие личности, любовь взрослых к ребенку, гуманный стиль отношения к ребенку, личнос-тно-ориентированный подход.

Настоящее единство ребенка с другим человеком заключается в сохранении индивидуальности каждого, что достигается в любви. Только в любви открывается неповторимость другого, раскрывается его образ. Только для любящего другой выступает как совершенное существо. Человек раскрывается не как один из многих, а как единственный, неповторимый. Любовь вызывает к жизни лучшие качества человека и делает их видимыми для других. Этические отношения обратимы: гуманизм взрослого проявляется в его отношении к детям, и дети отвечают ему любовью. Любовь позволяет преодолеть чувство изолированность и в то же время быть самим собой, сохранять собственную целостность.

Любовь - чувство, реализуемое лишь в состоянии свободы. Представленные с любовью ребенку условия для самореализации в деятельности стимулируют его к проявлению веры в собственные силы, развивают его потенциальные возможности. Любовь предполагает ответственность, участие и уважение достоинства ребенка.

Ребенку присуща потребность быть любимым. Образцом любви является материнская любовь. Любовь педагога не может заменить ребенку материнской любви. Однако всякой женщине присуща потребность реализации себя в материнстве, которое способно вызвать доброжелательное отношение к каждому ребенку. Осознавая неповторимость ребенка, воспитатель заботится о том, чтобы он рос и развивался в соответствии со своим внутренним потенциалом, и ребенок с благодарностью отзовется на любовь, веру в него.

Многочисленные исследования отмечают многообразие характеристик субкультуры ребенка. Она проявляется в придуманных ими дразнилках, словах-перевертышах, импровизированных сказках, танцах, спектаклях, театральных действиях. Ребенок создает собственный мир слов, эмоций, действий, поведения, который он бережно охраняет от взрослого. Взрослый же человек, в свою очередь, из его мира детства берет эти же действия, за которым иногда скрывает своинамерения. Между миром взрослого и миром ребенка возникают особые связи диалога и взаимодействия, которые взаимопроникают и взаимодополняют друг друга. При нарушении нравственно-этических и духовных связей, регулирующих их отношения, разрушается самобытность образа «Я» ребенка и взрослого.

Современная педагогика должна построить образовательный процесс как пространство детства, где ребенок действует в своем собственном мире, своей собственной культуре, допускается к пространству взрослой жизни и плавно переходит из одного возраста в другой.



Основой конструирования образовательного процесса в ДОУ является субъект-субъектное взаимодействие. Педагог поддерживает и сопровождает развитие ребенка в образовательном процессе детского сада.

Взрослый с позиций сотрудничества изучает субкультуру детства, способствует творческому развитию способностей, склонностей, инициативности детей. Педагог организует поддержку, авансирует успех и мотивацию, (личностную, игровую, познавательную), проявляет внимание к детским играм, творчеству. Ребенок же проявляет доверие, стремится к совместной деятельности, в которой совмещаются и перекликаются интересы детей и взрослых.



2. Современные педагогические

теории воспитания и развития ребенка-дошкольника
Основные понятия: идеи (исходные положения), законы и закономерности, педагогические теории, принципы, концепция.

Педагогическая теория - система знаний, описывающая и объясняющая строго очерченный круг педагогических явлений. Структурные элементы педагогической теории: идеи, понятия; законы и закономерности; принципы, правила, рекомендации. Педагогические теории делятся на теории воспитания и теории обучения. Одной из центральных проблем является рассмотрение соотношения обучения, воспитания и развития ребенка-дошкольника. К концу 1930-х гг. сложились три основные теории, посвященные этому вопросу.

Первая теория рассматривает развитие ребенка как независимый от обучения и воспитания процесс. Главным является спонтанное развитие ребенка, независимое от взрослого и его роли (А. Гезелл, 3. Фрейд, Ж. Пиаже).

Вторая теория строится на взаимосвязи развития и обучения. Развитие определяется отдельными внутренними факторами и вместе с тем обучением и воспитанием. Развитие и обучение тождественны друг ДРУгу (Т. С. Костюк, Н. А. Менчинская).

Согласно третьей теории, развитие ребенка опосредовано его обучением и воспитанием (Л. С. Выготский). Взрослый, опираясь на зону ближайшего развития, забегает вперед, опережая развитие ребенка. Он ведет за собой развитие культурно-исторических особенностей, таких процессов (способностей и даже талантов), которые не могут развиться вне обучения.

Таким образом, в процессе обучения происходит развитие. Эти идеи были конкретизированы в работах А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, А. В. Запорожца и др. Учеными была обоснована идея о ведущей роли обучения в развитии, выявлены психолого-педагогические условия развивающего обучения (Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов).

Педагогическая теория развивающего обучения предполагает быстрый темп обучения, непрерывное повторение учебного материала в новых условиях в современной практике дошкольного образования (А. П. Усова, Ф. А. Сохин, Н. Н. Поддьяков, 3. А. Михайлова и др.). Согласно этой теории главным в развитии детской деятельности становятся воображение и творческие способности ребенка. Для этого педагог использует игры, конструирование, самостоятельное сочинительство, замещение предметов, моделирование, экспериментирование (А. А. Агаева, О. М. Дьяченко, 3. А. Михайлова и др.). Идея развивающего обучения реализуется в новых программах - «Истоки», «Детство», «Развитие», «Золотой ключик».

Учеными отмечается, что нельзя игнорировать возрастные периоды детского развития. Однако наблюдается форсирование темпа развития ребенка. Образовательный процесс часто бывает перезагружен различными программами. Так, в ДОУ вводится рито-

рика, физика, компьютеризация, иностранный язык. Педагог должен учитывать пути развития детей. Акселерация - искусственное ускорение развития, зачастую приводит к симплификации, т. е. чрезмерному упрощению и обеднению. Развитие ребенка в таком случае отождествляется с накоплением знаний, навыков и умений. Амплификация как обогащение детского развития считал А. В. Запорожец, должна идти за счет максимального проживания возраста. Источником развития должны стать специфические детские виды деятельности, так как в них формируются базовые личностные качества ребенка: творческая активность, инициативность, компетентность, общительность, доверие и уважение к окружающим. Тогда знания, умения и навыки выступают не как самоцель, а как средство полноценного развития личности ребенка.

В педагогических теориях классификация воспитания дается по содержанию и включает: умственное, нравственное, эстетическое, трудовое воспитание. В настоящее время содержание воспитания расширяется за счет полового, правового, экономического, экологического, этнокультурного воспитания.

Педагогические теории соотносятся с теориями развития личности. Приведем некоторые из них.

В когнитивных теориях (Ж. Пиаже) на первый план выдвигается развитие ума, интеллекта, познавательной сферы. В нравственном плане учитывается «автономность морали» ребенка, его умение встать на позицию взрослого (эгоцентризм).



Психоаналитическая теория рассматривает развитие потребностно-мотивационной сферы и формирование полоролевого поведения (3. Фрейд, Э. Фромм, Э. Берн, Э. Эриксон). Ученые поднимают вопрос о ген-дерном воспитании и психосоциальном развитии (отношения ребенка с близкими людьми).

В теории привязанности центральное место занимают первые отношения ребенка с близкими людьми (Дж. Боулби).

Бихевиористская теория рассматривает развитие личности через научение ее способам поведения. Человек учится всю жизнь, он такой, каким научился быть (Дж. Уотсон). Научение осуществляется путем подражания. В теории идет переоценка сознания, воли, собственной активности человека.

Гуманистическая теория предполагает личностный рост, саморазвитие, самоактивизацию, самореализацию (Ш. Бюлер, А. Маслоу, К. Роджерс).

Теория деятельностного подхода предполагает развитие личности (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, А. Н. Леонтьев). Широко известна в нашей стране и за рубежом теория А. В. Запорожца о самоценности дошкольного периода жизни ребенка. Согласно этой теории, основной путь развития ребенка в период дошкольного детства (как было отмечено ранее) - это амплификация развития, т. е. обогащение, наполнение наиболее значимыми для ребенка, специфически детскими дошкольными формами, видами и способами деятельности. Ребенку близки игра, общение со взрослыми и сверстниками, экспериментирование, предметная, изобразительная, речевая, художественно-театральная деятельности, детский труд и самообслуживание.

Современные педагогические теории реализуют принцип интеграции, который сегодня находится в стадии научного осмысления и экспериментирования. Примером может служить программа «Детство», в которой отчетливо выступает тематизм, например, тема «Мы в детском саду и дома». Принцип интеграции наиболее четко просматривается в использовании средств обучения, в видах деятельности: «игра-занятие», «игра-труд», «игра-конструирование».

Отечественные педагогические теории обогащаются изучением роли экономики в формировании личности дошкольника. Сегодня экономическое образование и воспитание исследуется как отдельная проблема (А. Д. Шатова, А. А. Смоленцева).

Существуют авторские программы по экономике: «Дошкольник и ... экономика», «Уроки гнома-эконома». В содержании этих программ элементарное экономическое образование дошкольников выступает в виде экономических знаний (труд как категория экономическая, деньги как социокультурное явление, реклама); базисных качеств экономической деятельности (бережливость, экономность, деловитость, трудолюбие); становления экономического мышления и ценностных ориентации.

Ведутся поиски в теории и практике правового воспитания (Т. Н. Доронова, С. А. Козлова, Н. Ю. Ган и др.). Главным в теории является уважение свободы ребенка как личности. Нравственно-правовое воспитание связано с развитием самооценки, уверенности в себе, моральных мотивов поведения и дружеских взаимоотношений. Условия правового воспитания дошкольников: знакомство с правовыми нормами и правилами (этические беседы, видеозаписи поступков детей, проблемные ситуации); ознакомление с собственными правами: на отдых, образование, имя, любовь (чтение художественных произведений, этические беседы, рассказы-коллизии); рассказ педагога о Конвенции о правах ребенка. Таким образом, правовое воспитание включает: информационно-познавательный, эмоционально-оценочный и поведенческий компоненты.
Педагогическая теория патриотического и гражданского воспитания строится на принципе народности (К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой), исследованиях Р. И. Жуковской, Н. Ф. Виниградовой, С. А. Козловой, М. И. Богомоловой, Э. К. Сусловой и др. Необходимость патриотического воспитания отражено в программах «Истоки», «Детство», «Из детства - в отрочество», в локальных программах «Наследие». «Я - Человек», «Приобщение детей к истокам русской культуры», «Северячок». В программах патриотизм понимается как состояние любви к Родине и Земле.

Этапы патриотического воспитания: 1) предварительный (формирование нравственных представлений, чувств, опыта поведения); 2) художественно-ознакомительный (знакомство с народными традициями, национальным искусством); 3) когнитивно-эмоциональный (развитие интереса к своей стране, малой родине, народам других стран); 4) эмоционально-действенный (формирование желания и умения реализовать свои знания в разных видах деятельности). Средства патриотического воспитания: художественная литература, искусство, традиции, фольклор, практическая деятельность. Методы: экскурсии, игры-путешествия, создание музеев, выставок детских рисунков. Педагогическую систему дошкольного об-

разования обогащают и зарубежные педагогические теории: идеи о журналистике на уровне детского сада (газета, пресса); идея обустройства художественно-содержательной развивающей среды (Италия); идея воспитания личной ответственности за свои поступки и деятельность (США).

Дошкольная педагогическая наука находится в постоянном развитии и обогащении, она модернизируется с учетом накопленного позитивного опыта работы педагогов дошкольных образовательных учреждений.

3. Ребенок-дошкольник как объект

научного исследования и субъект воспитания
Основные понятия: возрастная периодизация, возраст, ребенок, половая идентификация, кризис развития, педагогические условия развития субъектности ребенка.

Объектом дошкольной педагогики является ребенок в период от рождения до поступления в школу. Продолжительность этого отрезка жизни можно разделить на два больших периода - ранний возраст и дошкольный возраст. Каждый возраст разделен на этапы: ранний - на 7 этапов, дошкольный - на 4. Такое деление связано с особенностями психофизиологического роста и развития ребенка.

В Конвенции о правах ребенка отмечено, что ребенком является человеческое существо до достижения им 18-летнего возраста (ч. 1, ст. 1). Рассмотрение и изучение возрастных этапов связано с общими закономерностями, которым это развитие подчинено: то, что может ребенок в 3 года, недоступно для младенца, 'то, что может ребенок в 5 лет, невыполнимо в 3 года. Период детства, согласно возрастной периодизации А. А. Маркосяна, характеризуется комплексом признаков: размеры тела и органов, масса, степень окостенения скелета, сроки прорезывания зубов, развитие желез внутренней секреции, степень полового созревания, мышечная сила и половые различия. Возрастная периодизация детства, согласно Д. Б. Эльконина характеризуется сменой ведущей деятельности. Виды деятельности постепенно сменяют друг друга, обеспечивая полноценное развитие.

Д. Б. Эльконин определяет возраст как относительно замкнутый период, значение которого устанавливается прежде всего, местом на общей линии детского развития. Поэтому дошкольный период следует рассматривать по следующим критериям: социальная ситуация развития; ведущий тип деятельности; уровень развития ребенка на данном этапе. Переходы между периодами называются кризисами возрастного периода. В детстве существуют кризисы 3 и 7 лет, которые характеризуются быстрыми темпами изменения в поведении и психике ребенка.

Краткая характеристика возрастных этапов

В младенческом возрасте (1-й год жизни) ведущей деятельностью является непосредственно эмоциональное или ситуативно-личностное общение, внутри которого происходит развитие движений руки и формирование предметных действий.

В раннем возрасте (1-3 года) на первое место выступает предметно-манипулятивная деятельность, в которой происходит активное овладение предметными и орудийными действиями в совместной деятельности со взрослым.

В дошкольном возрасте (3-7 лет) появляются качественные новообразования. Ребенок становится физически крепче, физическое развитие тесно связано с умственным. Происходит разностороннее развитие ребенка. Высокий темп набирает умственное, эстетическое, нравственно-социальное развитие ребенка. Возникает новая форма общения - внеситуативно-личностная, развиваются эмоции, воля, интеллект, появляются виды деятельности как формы жизненной активности: игра, учение, труд, изобразительная деятельность. К 6-7 годам формируется готовность к систематическому обучению в школе.

Этапы каждого периода детства отражены в программах воспитания. Так, в программе «Детство» выделены младший, средний, старший возраст. В программе «Истоки» обозначены два этапа: младший дошкольный возраст (от 3 до 5 лет) и старший дошкольный возраст (от 5 до 7 лет), каждый педагог, организуя воспитательно-образовательную работу должен учитывать возрастные закономерности и особенности детей.

Характеристика возрастных особенностей дошкольников:

- личность ребенка дошкольника находится в стадии становления, созревания и развития;

- самоценность периода детства определяется наличием его субкультуры, развивается ведущий вид деятельности - сюжетно-ролевая игра;

- изменение социальной позиции ребенка-дошкольника, нарастает способность к «соподчинению мотивов» (А. Н. Леонтьев), проявляются мотивы морального характера, развивается эмоциональная сфера, усваиваются этические нормы;

- приобщение ребенка к миру культуры, общечеловеческим ценностям, формируется способность к самооценке, стремление к самосовершенствованию; происходит складывание личного самосознания ребенка;

- развиваются качества обучаемости (А. П. Усова), ребенок может учиться по определенной программе; развивается произвольность поведения и деятельности, способность к самоконтролю;

- эмоциональная насыщенность всех сфер жизнедеятельности ребенка;

- ребенок зависим от взрослого, существует потребность в общении с ним, сопричастность миру взрослых;

- формируется готовность к систематическому обучению в школе.

В дошкольном возрасте проявляется ряд психических и психофизиологических половых особенностей, поэтому педагог должен учитывать их при воспитании детей разного пола.

Новая отрасль педагогики - нейропедагогика - разрабатывает новые подходы к обучению и воспитанию детей разного пола. Различия наблюдаются уже при рождении. Это различия в весе, по-разному происходит развитие мышления, речи, воображения, эмоциональной сферы. У мальчиков больше случаев умственной задержки, гемофилии, заикания, неврозов (А. И. Захаров, В. Д. Еремеева, Т. П. Хризман), мальчикам на всех этапах развития не хватает положительных эмоций, ласкового слова, взгляда, поглаживания. И девочки, и мальчики любят похвалу. Дети отличаются друг от друга не только полом. Они различны по темпераменту, уже сложившемуся характеру, по приобретенному жизненному опыту. Все это требует от воспитателя дифференцированного подхода к организации воспитания.

В гуманистической педагогике ребенок рассматривается в качестве субъекта, его субъективность как социально-целостное качество личности необходимо формировать в процессе педагогического взаимодействия. Задача педагога создавать условия, влияющие на развитие необходимых качеств личности: компетентности, креативности, самостоятельности, эмоциональности, инициативности, свободы поведения.



К условиям развития субъектности ребенка младшего возраста следует отнести:

1) формирование уверенности ребенка своих возможностях и способностях;

2) развитие положительного самоизучения (создание ситуации успеха, преодоления трудностей);

3) создание положительного отношения к играм и занятиям сверстников;

4) корректировка неблагоприятных форм развития (застенчивости, агрессивности, тревожности, замкнутости);

5) организация предметно-развивающей среды для самостоятельных игр и занятий, создание доверия к взрослому, стремление к хорошим поступкам.



Педагогические условия развития старших дошкольников включают:

1) стимулирование субъективности ребенка;

2) построение взаимодействий на основе сотрудничества, взаимопонимания, взаимопомощи;

3) признание и принятие ребенка как полноправного партнера;

4) построение субъектно-объектных отношений в различных видах деятельности;

5) использование идей педагогики любви, педагогики ненасилия;

6) создание в дошкольном учреждении центра интересов, лабораторий познания и художественно-эстетического творчества для развития самореализации, самоутверждения;

7) учет индивидуальных особенностей ребенка, особый подход к хорошо развивающимся (талантливым) детям и детям с задержкой нервно-психического развития.



Таким образом, субъективность (как собственная активность) ребенка формируется под влиянием биологических и социальных факторов, конструктивной, технологически грамотной деятельности педагога.
скачать файл



Смотрите также:
1. Педагогическая деятельность как диалог двух культур ребенка и педагога
173.6kb.
«диалог культур» как прием реализации принципа историзма на уроках литературы в 11 классе. М. А. Булгаков. «Мастер и маргарита»
100.44kb.
Здоровый ребенок здоровое общество Формирование основ здорового образа жизни
124.97kb.
1. Постановка вопроса в наше время необходим диалог Церкви и современного общества, в том числе диалог с представителями культуры и науки
1622.38kb.
Настольное зеркало, чтобы ребенок мог контролировать правильность выполнения упражнений
57.41kb.
Мотив смерти, умирание природы
16.81kb.
«музыка» для 7 класса
26.96kb.
Ранний возраст
192.67kb.
Как помочь ребёнку в учёбе
55.9kb.
Ростислав, митрополит Томский и Асиновский жизненный путь и педагогическая деятельность митрополита никифора
207.06kb.
Армавирская государственная педагогическая академия
211.76kb.
Профессиональный стандарт
425.04kb.